ФОКУС ГОРОДА 05:39, 05.09.2011

"Аполлон 18". Заметки киномана

Документалистика.
Сентябрь для любителей кино всегда был месяцем предвкушения нового. Летнее затишье прошло, список интересного из премьер пополняется, кинотеатры заполняются под завязку. И одним из самых первых фильмов, вышедших на экраны, стал "Аполлон 18". Реклама утверждала, что лента будет очень необычной и даже "документальной". Вау, какие-то девочки из NASA украли пленки и пустили их в проекторы кинотеатров. Продюсер фильма - неоднозначный Тимур Бекмамбетов, режиссер - почти неизвестный Гонсало Лопес-Гальего. Рейтинг ожидаемости за день до премьеры - 88%. Рейтинг кинокритиков - около восьми из десятки. Закупаемся попкорном.
Через день после премьеры - ситуация обратная. Кинокритики - 24%, зрители - шесть из десяти. 5 млн долл., потраченные на фильм, - оправданные расходы?

"По официальным данным "Аполлон 17" был последней лунной экспедицией с участием людей. Почему уже 35 лет никто не летает на Луну? Ходили слухи, что была еще одна миссия, и с ней что-то случилось, но вся информация об этом была засекречена. Не было никаких доказательств, пока не появились эти сенсационные материалы" - таким образом реклама призывает нас потратить свои кровные. На деле - сенсацией кино назвать никак нельзя.
Да, в кадре два "астронавта", которые занимаются исследованием Луны. Постепенно они находят мертвых людей, не очень мертвых жителей Луны, прочее что-то, что по идее сценариста должно зрителя пугать. Спать мешает громкий рев турбин и постоянно меняющаяся громкость звукового поля.

Страшилки
На популярных видео-сервисах полно роликов, которые у неподготовленного человека вполне могут вызвать сердечный приступ. Т.е. наблюдает зритель за темной неясной картинкой, вглядываясь в правый нижний угол. Потому что в комментариях шутник указал, что именно там появится, допустим, небольшое привидение. "Будь внимательным. Призрак появляется только на несколько секунд" - гласит предупреждающая надпись. И вот тишина, внимательный зритель - вдруг на экране появляется какая-то страшная бяка под громкий крик. Зритель, не ожидающих таких шуток, тихо или громко материт шутников, что придумали это, а они радуются.
Но тут главное - не забывать, что для 30-секундных шуток этот прием подходит, но вот в полнометражном кино выглядит странно. И очень дешево.

Но даже такие приемы можно простить, если в кино присутствует здравая и оригинальная идея, драматургия, да хоть что-то. В случае же с "Аполлоном 18" единственной изюминкой оказалась съемка на камеру и пленку, аналогичную той, что вроде бы использовали космонавты на Луне. Да и то - без необходимых пояснений понять это не получится.

Псевдо
Главное правило фантастики - заставить того, кто оценивает произведение, поверить в фантастический элемент. Не просто согласиться - да, придумал автор, не кричу, что "неправда", а реально поверить. Гоблины, хоббиты, вампиры - это всего лишь декорации. И высший класс - когда зритель говорит "верю" актеру, что сыграл тяжесть любви вампира с, к примеру, орком. "Верю!" - кричит зритель, абсолютно не замечая нереальность происходящего.
А ведь по сути псевдодокументалистика - жанр ну очень интересный. В этом случае нужно сделать так, чтобы зритель не смог даже придраться к чему-либо. Ведь если в фантастике он сразу допускает существование всего нереального, то в псевдодокументалистике режиссер еще обязан заставить его поверить в то, что на экране правда. Правда, которую случайно обнаружили, подретушировали и подали на стол.
Беда - с этой-то задачей создатели "Аполлон 18" как раз и не справились.

P.S.
А вот что еще было слегка непонятно. Несколько сцен, где главные герои показывают практически безумный патриотизм. Кажется, что вот сейчас актер говорит вполне серьезно - мол, люблю страну, умру за страну и все в этом же духе. Через несколько секунд речь превращается в набор пафосных штампов. Игра актера и художественный стиль момента - на уровне детских утренников. Может, если бы актеры и были моими детьми, я бы умилялся. А так - непонятно. А разбираться и думать - не хочется. Слишком неинтересный фильм.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-09-05/517.html