ФОКУС ГОРОДА 12:02, 05.08.2011

Нужны 400 миллиардов? Одолжите у пенсионеров

РЖД потребуется до 2015 года для финансирования ряда масштабных инвестпроектов господдержка не менее чем на 400 млрд руб. Какую именно сумму монополия рассчитывает одолжить у ПФР, пока неясно, но без этих денег железные дороги рискуют столкнуться с инфраструктурными ограничениями в объеме 230 млн т. грузов в год.

В РЖД подсчитали, что суммарный объем пенсионных накоплений к концу текущего года может составить до 1,6 трлн руб. "Это серьезный долгосрочный инвестиционный ресурс, позволяющий осуществлять вложения на срок от 15 лет и выше", - поясняет интерес к средствам ПФР Якунин. РЖД гарантируют вернуть средства, полученные из ПФР, в течение десяти лет. По словам заместителя генерального директора по научной работе Института проблем естественных монополий Олега Трудова, инвестиции в инфраструктуру - высокодоходные. "Если доход по инфраструктурным облигациям РЖД будет хотя бы незначительно превышать уровень фактической инфляции за десять лет, то дополнительные доходы монополии от увеличения объема перевозок позволят обслуживать облигационный заем без каких-либо проблем", - отмечает он. Об этом сообщает РБК.

В отделении Пенсионного Фонда России по Саратовской области сообщение федеральных информагентств назвали неполным. Специалисты указали - не совсем понятно, о каких именно средствах ПФР идет речь, но высказали свои предположения: "Скорее всего, речь идет о накопительной части пенсии. Она есть у каждого из нас и у всех разная - в зависимости от трудового стажа. Внешэкономбанк вкладывает эти средства в государственные бумаги, чтобы получить доход — в частности, компенсировать потери от инфляции. Средства для такого вложения есть, у нас в области порядка 200 тыс. граждан имеет накопительную часть пенсии. На наш взгляд, речь идет именно о ней. Сам Пенсионный Фонд этими средствами не распоряжается. Неслучайно в заметке сказано, что глава железнодорожной компании обратился к премьер-министру", - пояснили собеседники.

Вложение свободных денежных средств в ценные бумаги госкомпаний — обычное дело. Но речь идет только о свободных деньгах. Сейчас постоянно говорят о том, что у ПФР нет таких средств, то и дело слышишь об увеличении пенсионного возраста. Если свободных денег сейчас нет, то не представляю, каким именно образом и на какие средства они должны приобретать акции компании. А так, на мой взгляд, вложение неплохое.

Любые железнодорожные предприятия во всех странах являются убыточным производством, это социальный проект, то есть не направленный в первую очередь на получение прибыли. Небольшую прибыль приносят только грузовые перевозки.
В данном случае все зависит от дальнейшей государственной политики. Если государство будет поддерживать компанию на том же уровне, что и сейчас, то это хорошо, это действительно принесет прибыль. Если политика сменится, то сложно прогнозировать, как это отразится на гражданах. Предположим, государство усиленно начнет финансировать проект, тогда, скорее всего, увеличится и стоимость тарифов на железнодорожные перевозки, чему, конечно, граждане не обрадуются.

Предлагают приобрести облигации в качестве размещения свободных средств Пенсионного Фонда, если они есть, которые в оговоренный срок будут погашены. Но я подчеркиваю, речь идет именно о свободных средствах. Таким образом ПФР заработает средства для выплаты пенсий. Если дело обстоит именно таким образом, то не вижу в таком вложении средств ничего плохого. Главный вопрос — есть ли у ПФР сейчас свободные средства.

Если решение по данному вопросу будет принято положительное, это скорее хорошо, чем плохо. Во-первых, деньги наших граждан, хранящиеся в Пенсионном фонде, не будут выведены за пределы России или вложены в иностранные ценные бумаги, а пойдут на развитие российской железной дороги. Этого, кстати, давно добиваются депутаты от ЛДПР в Государственной Думе.
Надо отметить, что средства из Пенсионного фонда должны быть вложены в ценные бумаги РЖД на возвратной основе под процент. И тогда полученный доход от вложений будет перераспределяться между гражданами.
С другой стороны, РЖД – это монополия, которая в состоянии заработать на развитие собственной инфраструктуры. Руководству РЖД достаточно изменить политику компании в таких моментах, как сдача маршрутов и подвижного состава в аренду коммерческим фирмам-перевозчикам.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-08-05/448.html