Представители турбизнеса уже отнеслись к этой инициативе со скепсисом: ситуация в современном мире может меняться на столько динамично, что составлять такие рейтинги придется чуть ли не каждую неделю. А таким объемом работы можно было бы загрузить не один научно-исследовательский институт. К тому же — одним красным цветом нашего туриста не испугаешь.
Согласно рейтингу, карта мира предстанет в "светофорных" цветах: красный — курорты, от поездок на которые лучше воздержаться, желтый — потенциально опасные страны, зеленые - "смело, товарищи, в ногу". С перечислением климата, экономических показателей, краткой оценкой политической обстановки и народных традиций. Полагаем, туристам небезынтересно будет узнать, что в Кении принято пить свежую кровь, а на Барбадосе строго запрещен нудизм. Ну вот, первая деталь поможет туристу избежать культурного шока, а вторая — крупного штрафа.
Как сообщил "Российской газете" автор идеи - председатель думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк, рейтинг сопроводят рекомендациями, как туристам себя вести и куда обращаться в той или иной ситуации.
По замыслу инициаторов проекта, эта информация должна быть размещена не только на сайтах ведомств, но и на сайтах всех турфирм и сотовых операторов. И должна постоянно обновляться. С какой периодичностью, пока не указывается. До того момента, когда проект можно будет оформить как законодательную инициативу, остается совсем немного — его должны согласовать профильные ведомства: Роспотребнадзор, Ростуризм, МИД России.
По словам пресс-секретаря Ростуризма Олега Моисеева, "эта тема близко соприкасается с нашими планами по созданию ситуационного центра, который будет заниматься координацией работы по обеспечению безопасности туристов в России и за рубежом". Цитируя чиновника, "РГ" добавляет, что открытие этого центра запланировано на следующий год.
Как это часто бывает, выступая с той или иной инициативой, активисты, какие бы благие пожелания у них не были, несколько забывают проконсультироваться с теми, кто "в теме". С представителями турбизнеса, в данном случае. А большинство из них, в свою очередь, считают, что составление такого рейтинга бессмысленно. "Опасные" страны все и так знают наперечет — достаточно хотя бы на пару дней углубиться в выпуски новостей.
Еще один немаловажный момент, который отметили представители туристической индустрии — российским вуаяжерам, запланировавшим круиз или восхождение, глубоко "фиолетово", куда опасно ехать, а куда нет. Речь, конечно, в основном идет о курортах с мировым именем. И практика последних лет это доказала. "Бархатные" революции, вирусы и кишечные палочки — ничто по сравнению с "угрозой" остаться без золотистого загара или шоппинга, полагают многие. "Помню, в начале 2000-х, когда впервые заговорили о "птичьем гриппе", многие туристы действительно напугались, запаниковали, но сейчас, даже когда что-то такое происходит, никто не реагирует так бурно. Да вообще не реагирует", - продолжает Анпилогов.
Специалисты напомнили — МИД и так регулярно оповещает граждан о событиях в разных государствах и дает рекомендации, куда ехать в данный момент не стоит. И этого вполне достаточно.
Среди стран, которые представители турбизнеса назвали бы заведомо "красными" - Сирия и Ливия, а самой большой катастрофой, способной действительно изменить маршрут путешествия, - боевые действия. Представители тур-компаний, рассказывая о перспективах своего бизнеса, обычно приговаривают - "Лишь бы не было войны". Правда, желающих "нюхнуть пороху" в "горячих точках" и без того нет. "В странах с нестабильной обстановкой, как правило, нет никакой инфраструктуры — местным властям не до развития туризма, они воюют. Эти страны непривлекательны и для путешественников", - поясняют специалисты. А значит, и цель "светофорных" рейтингов скорее популистская, чем практическая.