Я знаю слова своего гимна. Не знаю, можно ли назвать это патриотическим порывом, но выучила я его для того, чтобы, болея за сборную России по футболу, петь вместе с командой, а не тупо открывать рот, как рыба, выброшенная на сушу. Пусть даже многие из наших спортсменов не утруждают себя даже этим. Правда, не припомню, когда "Славься, страна! Мы гордимся тобой!" мне в последний раз приходилось повторять.
Депутат Госдумы от Белгородской области (одной из двух "экспериментальных") Светлана Хоркина, полностью поддерживает данный проект. "Я считаю, что каждый гражданин Российской Федерации должен знать гимн своей страны, своей Родины, отчизны. Тем более у нас с духовно-патриотической составляющей есть проблемы, но то, что мы делаем, – первый шаг к тому, чтобы работать в этом направлении, помимо других дел", - процитировал Хоркину федеральный "Взгляд".
Сразу чувствуется, зампред комитета по делам молодежи заявляет это не только как политик, но и как бывшая спортсменка. Однако местные политики относятся к этой инициативе без воодушевления.
К слову, к такому понятию, как патриотическое воспитание в школе многие эксперты относятся с прохладцей. Не с того начали, считают одни, должен быть целый комплекс мероприятий, заявляют другие. Оно и понятно. Патриотическое воспитание в стенах учебных заведений обычно сводится с практически одному и тому же набору инициатив: встречи с ветеранами или воинами-афганцами, "День Победы", дежурство по музею боевой славы, подготовка рефератов и т.д. А престижный это московский лицей или "девятилетка" в Малых Жменьках — оно и не важно.
Те или иные мероприятия выполняются с большим или меньшим воодушевлением. Только какое отношение они имеют к патриотизму, если сами школьники называют весь этот комплекс одним словом - "обязаловка" - и мечтают "выучиться и свалить из страны". А то и - "свалить из страны, а потом выучиться".
"Забота о патриотических чувствах — это правильный подход, но чувства не возникают от того, что заставляют поднимать флаг, петь гимн или что-то еще. Главное, чтобы человек понял, что именно в его стране жить лучше, чем в какой-либо другой, - считает лидер реготделения КПРФ Сергей Афанасьев. - В советское время было общее настроение - в семье, школе, на производстве. Был повод гордиться страной. При всех недостатках той системы страна была одной из двух сверхдержав, без нас не решался ни один политический вопрос. Я служил в вооруженных силах на флоте, бывал за границей, встречался с американскими коллегами и везде чувствовал себя представителем великой страны. Что касается данной инициативы, то я считаю, что начинать надо было не с этого, но, наверное, можно считать ее маленьким шажком в верном направлении".
Согласно Большой советской энциклопедии, патриотизм — это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Можно ли заставить человека гордиться своей страной из-под палки, служить интересам государства, при этом не слишком-то удачно копируя западные модели и образцы, говорить о преданности и обзаводиться недвижимостью в Чехии или Испании?
Сами педагоги, заслышав, что в их и без того плотной работе с учениками может появиться новый пунктик, ссылаются на технические трудности.
"Например, для нашего учебного заведения, которое состоит из трех корпусов, совместное пение гимна предоставило бы немало технических трудностей. Например, где именно собираться, ведь, как я понимаю, пение гимна каждого класса по отдельности — это не совсем правильно? Конечно, если такую инициативу спустят сверху, будем решать, как ее реализовывать. Но у нас и сейчас проводится немало мероприятий с патриотическим уклоном: работа с ветеранами, исследовательская деятельность, спектакли на базе школьного музея боевой славы", - перечисляет замдиректора по воспитательной работе гимназии №4 Ирина Мухина.
Охотно ли участвуют ребята в патриотических действах? Педагог однозначно ответить на этот вопрос не может: "Вы знаете, все зависит от руководителя. Если педагог сможет донести до школьников идею, зажечь, заинтересовать их, они будут выполнять эту работу с удовольствием. Например, в прошлом году у нас военно-патриотическое направление в учебном заведении было очень развито — наверное, 90% детей участвовали в работе по поиску своей родословной..."
Интересно, как к подобной перспективе относятся сами ученики? Большинство, понятное дело, скривит нос: "Ранетки" не исполняют гимн Российской Федерации на своих концертах, а участники "Дома-2" вылетают с шоу не в связи с "утратой доверия", а по каким-то другим, более бытовым причинам... "Представляю, как воспримут эту новость в нашем классе. У нас на таких уроках, как музыка и ИЗО вечно по пол-класса присутствовало, а совместное исполнение гимна — это вообще на какой-то прикол похоже. Что, правда так будет? - спрашивает школьница Маша Воронова. -У нас мальчишки все песни, какие мы на уроках пения учили, на свой лад переделывали, чтоб не так скучно было. Там столько смеху было, что нормальные слова забывали даже те, кто их знал. А патриотически нас воспитывают чуть ли не на каждом уроке: что родину надо любить, историю свою знать. Я вообще горжусь своей страной. Особенно тем, что мы фашистов победили. Но коллективное песнопение по утрам — это слишком. Так что от нас надо-то: любить свою страну или текст выучить?"