Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Бюджетное меню: соус "Народный"

  • 06:16, 5 июля 2011
  • Комментариев[0]
Региональные власти всех уровней, похоже, сильно напряглись в ожидании предстоящей верстки областного бюджета 2012 года. Напряжение сколь ожидаемо, столь и естественно. Во-первых, легкой жизни никто не обещает, то есть деньги с неба как манная небесная сыпаться вряд ли будут. Во-вторых, региональный госдолг, который вот-вот приблизится к рекордной отметке в 30 млрд. рублей, нагрузку на бюджет составит колоссальную. Ну, и в-третьих, делать все равно что-то надо, из чего следует, что от грядущего бюджетного процесса не отвертеться. Так что процесс, можно сказать, уже пошел, причем начался с какого-то заковыристого кондачка, и не исключено, что это – банально от отчаяния.
Бюджетное меню: соус "Народный"

Народные новации
"Кондачок" состоялся на прошлой неделе в весьма приличном, но странном для таких дел месте – в Саратовском региональном отделении Пенсионного фонда РФ, и в текущей прессе был обозначен как «народный бюджет». Название, впрочем, пошло от устроителей этого мероприятия, среди которых числились как видные члены регионального правительства, так и не менее видные члены регионального парламента. На массовку были позваны деятели саратовских общественных организаций, что в целом и должно было придать действу видимость народного. Речь действительно шла о бюджетном предстоянии в преддверие 2012 года. Конкретные цифры пока, естественно, не озвучивались, за отсутствием таковых; так что формат был выдержан только в общем и целом – говорили в основном о предстоящем бюджете с точки зрения его доступности для народа. Посыл не то что бы странный (есть подозрение, что в нашей стране удивляться уже в принципе нечему), а, скажем так, неожиданный, что столь же неожиданно выразил заместитель председателя областного правительства Алексей Щербаков. "Новацией этого года, - сказал он, - должна стать беспрецедентная открытость бюджетного процесса, его всестороннее обсуждение, то есть формирование "народного бюджета", ориентированного на реальные потребности бизнеса и каждого человека в отдельности". Не исключено, что слова Щербакова были ориентированы просто на публику, т.е. искать стоящих за ними серьезных намерений не предполагалось. Но возможно также, что в этом просматривалась некая вынужденная уступка разворачивающемуся вширь и вкось так называемому Общероссийскому народному фронту, по инициативе которого, вернее, его саратовского отделения, предстоящий бюджет с народных позиций и решено было обсудить. А поскольку региональное отделение фронта возглавляет депутат Саратовской областной думы, руководитель общественной приемной В.В. Путина Николай Семенец, который еще недавно руководил и региональным отделением Пенсионного фонда РФ, то поэтому, наверное, и собрались в привычной Семенцу обстановке. (Для сведения: нынешней весной Н. Семенца на посту руководителя реготделения ПФ РФ заменили на В. Капкаева, депутата Саратовской областной думы, председателя думского комитета по бюджетной политике; Капкаев, таким образом, сел в кресло Семенца, а тот – в кресло Капкаева; о смысле и целесообразности такой передислокации речи здесь, естественно, не идет).

В общем, поскольку фронт – народный, то и о бюджете задумали поговорить в том же ракурсе, для чего, напомним, позвали представителей общественности. Ну а венцом мероприятия, как уже говорилось, стало озвученное Щербаковым определение бюджетного процесса в качестве "беспрецедентно открытого", а самого бюджета как "народного", правда, без подробностей относительного того, каким образом "народ" может влиять на формирование бюджета, а, тем более, на его исполнение, поскольку априори из бюджетного процесса выключен. Хотя, чисто теоретически, наверное, может – как налогоплательщик, из чьих средств бюджет, собственно, и формируется. Что, собственно, практикуется в странах западной демократии, где попусту тратить деньги налогоплательщиков гражданское общество категорически не позволяет. Но это как раз не наш случай, хотя бы потому, что наши власти в принципе не склонны не только отчитываться перед народом, или, как они говорят, населением, но и просто учитывать его интересы в тех или иных своих свершениях. Учитывается, как правило, мнение вышестоящего начальства; то есть губернатор по струнке ходит перед федеральным центром, региональный кабинет министров – перед губернатором, и далее по ниспадающей, и в этой вертикали места для "населения" в принципе не остается. В связи с чем высказанное понятие "народный бюджет" пока элементарно остается весьма загадочным.

Но, как это у нас бывает сплошь и рядом, на немедленной расшифровке загадочных процессов у нас традиционно никто не настаивает. То есть спросить у того же Алексея Щербакова о том, что такое "народный бюджет" хотя бы в его личном понимании, пока никто не удосужился. Не исключено, впрочем, что основной массе народонаселения все эти тонкости исключительно по барабану, как по барабану и собственно бюджет во всей его грядущей непредсказуемости. Небольшой кусочек таинственной завесы попытался приподнять региональный министр финансов Александр Ларионов, но и от этого, если кто заинтересовался, легче не стало. Был, к примеру, вброшен посыл, что основной базой для формирования бюджетного костяка будет использована региональная стратегия социально-экономического развития до 2025 года, и, в частности, программа первого этапа ее реализации, рассчитанная до 2015 года. Но изучал ли "народ Саратовской области", как раньше называл население региона в годы своего губернаторства Дмитрий Аяцков, про это нигде никаких сведений нет; не исключено, что 170-страничное описание Стратегии народу оказалось просто не под силу и не по времени, поскольку и своих насущных дел много. Но идея, в общем-то озвучена: основой бюджета-2012, а также трехгодичного бюджета 2012-2014 годов выше обозначенная стратегия как раз и послужила, в частности, в таких судьбоносных направлениях, как "посткризисный период", "модернизация экономики", "модернизация социальной сферы", "модернизация государственного управления" и т.д. С учетом, что модернизация всего идет уже неизвестно который год подряд, обозначенные приоритеты, по-видимому, можно просто провести по категории "Нет предела совершенству". И на этом успокоиться окончательно, чтобы никому больше не морочить голову. Таковыми, собственно, со стороны и представляются горние перспективы развития "народного бюджета". Иначе говоря, бюджетная верстка предстоит сложной и тяжелой, а вопрос "По каким сусекам еще скрести?" будет, скорее всего, самым актуальным в этом процессе.

Не больше ясности продемонстрировала и оппонирующая регправительству сторона в лице региональных законодателей и по совместительству видных единоросов, как раз и выступивших в данном бюджетном случае от имени реготделения ОНФ. Данное мероприятие было проведено по графе "знаковое событие" и с этой стороны, со ссылкой, что, дескать, впервые бюджет обсуждался столь публично с участием ОНФ. Н-да. В частности, депутат облдумы Александр Ландо предупредил, что "мы будем продолжать делать бюджет таким, чтобы он отражал мнение всех жителей области". По большому счету это весьма близко к теме "народного бюджета", выдвинутой зампредом правительства Алексеем Щербаковым. Хотя в чем-то и похоже на ситуацию, в которой каждый тянет одеяло на себя. Но отчего здесь оппонирующим сторонам не отвертеться, это от того, что дело они, как ни крути, делают общее, и по сути демонстрируют одни и те же яйца, только в разных ракурсах. В смысле, что к бюджету имеют отношение как те, так и другие: правительство, к примеру, предъявляет бюджет в областную думу; дума, в свою очередь, бюджет утверждает, после чего с 1 января каждого последующего года начинается его реализация. Кроме того, в состав согласительной комиссии, разрабатывающей бюджет, входят, как правило, представители обеих ветвей власти – исполнительной и законодательной.

Чего же здесь делить?
В таком случае вопрос "Чего же здесь делить?" не может не будоражить умы. А делят, между тем, ответственность; точнее, свое право устраниться от ответственности и ни за что не отвечать, особенно в периоды, когда и бюджетный процесс сам по себе, и текущие обстоятельства оставляют желать лучшего. В связи с чем тот же Ландо не поленился выступить на одном местном сайте с критикой регионального правительства в части подхода к будущему бюджету. К примеру, на его взгляд, правительство не подготовилось к такому серьезному разговору о бюджете, и члены его явились на мероприятие с уже готовыми заготовками своих выступлений; а, кроме того, выражались "тяжелым языком", изобилующим канцеляризмами. Ей-богу, Ландо как будто впервые на свет народился. Во-первых, канцеляризмы были, есть и будут в лексиконе власти всегда. Как и заранее заготовленные "болванки", не предусматривающие живописных фольклорных элементов. Во-вторых, жалобы региональной исполнительной власти на федеральный центр, недодающий региону финансов, проистекают уже очень давно, чуть ли не с тех пор, когда "отъем" региональной налоговой базы в пользу федеральной казны еще только приближался к соотношению "50 на 50". Сегодня же соотношение зашкаливает и за этот "паритет", приближаясь к "75 на 25", в пользу, естественно, федерального центра, а вернет ли он потом "отобранное", зависит от многих факторов, в том числе и чисто природного характера.

Между тем, при таком патологическом неравенстве законодатели российских регионов, включая саратовский, отнюдь не засыпают федеральный центр законодательными инициативами "с мест", чтобы вернуться хотя бы к границам прежних берегов, которые даже в своем полуграбительском "50 х 50" из нашего чудного далёка кажутся уже чуть ли не раем. Проще, естественно, передоверить ответственность, а самим записаться в оппоненты, и сосредоточиться исключительно на критике. Что оппонирующая сторона в основном и демонстрирует. Хотя, конечно, и критиковать есть за что. Но вряд ли не за то, что параметры бюджета-2012 реготделению Общероссийского народного фронта так и не были представлены: если члены ОНФ не в курсе, то в июне в принципе сложно представить на публику параметры бюджета будущего года, хотя бы по банальной причине их непрописанности. А вот бюджетный госдолг ценой в 28 миллиардов – эта вещь будет посильнее, чем "Фауст" Гете, и в бюджете-2012 не учесть вряд ли получится. А отсюда, возможно, и проистекает обоюдосторонняя нервозность. Но если оппоненты регправительства считают, что и здесь их дело сторона, то вряд ли это соответствует реальному положению дел. Хотя бы по той причине, что, в отличие от народа, к ногам которого обе стороны пожелали возложить бюджет, законодатели имеют все возможности отслеживать и контролировать ход бюджетного процесса, а также влиять на него. И если бы законодательная власть действительно отслеживала и контролировала исполнение бюджета, то, не исключено, и таких немыслимых долгов не случилось бы. Потому что областная дума, если что не так, имеет полное право воспрепятствовать правительству не только брать в долг, но и вообще расходовать деньги не в соответствии с заявленными целевыми назначениями. Но своим законным правом облдума практически не пользуется. И вообще, складывается впечатление, что исполнительной власти специально позволили понаделать долгов, с тем, чтобы потом вдоволь покритиковать ее. Что в настоящее время с регулярной наглядностью и демонстрируется.

Беспрецедентный долг
В очередной раз это было продемонстрировано на последнем заседании Саратовской областной думы, где в очередной же раз исполнительную власть по поводу бюджетных дел вдоволь покритиковали. Особенно интенсивной критикой отличился, в частности, Павел Большеданов, сам бывший когда-то спикером облдумы с правом влияния на бюджетные ходы и выходы. На этот раз он заявил буквально следующее: "Ничего у нас нормального в плане бюджета нет". Ну а кто бы спорил. Коллеги его тут же поддержали, включая оппонентов думской фракции "Единая Россия". После чего Большеданов поставил вопрос ребром, предложив составить протокольную запись о "беспрецедентном госдолге", поскольку, как было констатировано, "возможности его ликвидации за счет сокращения расходов исчерпаны". "У нас есть единственный шанс сократить долг за счет роста доходной части бюджета и федеральной помощи", - сказал Большеданов, и, кстати, добавил, что "косвенно мы тоже принимали участие в росте этого долга".

Ну, слава Богу. С этого признания, возможно, и надо было начинать. Но почему-то законодательная ветвь упорно обходит стороной свою косвенную причастность к этому, как любит говорить облдеп Леонид Писной, "безобразию". Чем исполнительная ветвь уже отнюдь не косвенно и пользуется, предпочитая, чуть что, не мучиться по сусекам, а прямо идти в банк, по проверенному пути очередного заимствования. Так что когда буквально недавно с Московской, 72 ветер донес слухи о желании правительства сделать очередное заимствование на сумму 658 млн. рублей, никто не удивился. Но на этот раз закветвь почему-то вознамерилась дать отпор, и на заседании фракции "ЕР" было решено провести внеочередное заседание той же фракции, пригласив на нее губернатора Павла Ипатова, с намерениями, очевидно, попросить объясниться относительно необходимости очередных заимствований. Но пока этого не произошло. Зато произошло кое-что другое.

Предполагалось, что вопрос об очередном "взять взаймы" будет рассматриваться на последнем думском заседании. Но не рассматривался – о долгах поговорили просто и в целом (см. выше). Проникся ли губернатор? Не похоже. Он, в который уже раз, рассказал, что ситуация с бюджетом сложная, и что основная задача правительства – искать новые пути повышения доходов. Кроме того, напомнил, что ни о каких дополнительных расходных обязательствах сейчас и речи не может идти; и так далее. То есть перспектива влезть в очередной долг с повестки дня не снимается, что губернатор, собственно, и не скрывал. Может, это уже мания, может, непреодолимый азарт. И почему-то есть подозрение, что те же депутаты, критикующие исполнительную ветвь за долги, не будут ей серьезно препятствовать сделать очередной долг. Может, тоже подсели на эту иглу? На следующем, июльском заседании, не исключено, все прояснится. Не исключен, впрочем, и компромисс: правительство, например, уговорят взять долг на каких-нибудь щадящих условиях, при наличии невысоких процентов и не в коммерческом банке. Или оно само таким образом "уболтает" законодательную ветвь. Так что, сдается, очередного полмиллиарда долга региональному бюджету не избежать. И это при том, что только обслуживание долга обходится бюджету в 2 млрд. рублей ежегодно. Так что самое время объявить бюджет "народным", и переложить ответственность непосредственно на население. Вот такая, собственно, сложилась атмосфера, в которой будет происходить формирование бюджета будущего года. Хорошего, короче, мало.

Автор: Ольга Блохина
Похожие материалы
  • 20.01.2021, 12:56 Бизнес думает о переезде. Чем саратовцам грозит отмена ЕНВД

    Саратовские бизнесмены рассматривают смену своей прописки в целях оптимизации налоговых отчислений. Они уже несколько недель с завистью смотрят на пензенских предпринимателей, которые в условиях отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и коронакризиса получили возможность использовать упрощенную систему налогообложения (УСН) со сниженными ставками (1% и 5% вместо 6% и 15%). Покупку домика в пензенской деревне и перерегистрацию бизнеса быстро отобьет разница в налоговых платежах, подсчитали наши деловые земляки. Ведь на родине такой расторопности и щедрости от властей ждать не приходится. Мы все еще обсуждаем документ о новых условиях применения патентной системы налогообложения (логично было бы принять его в начале декабря). А документ об обновлении условий УСН и вовсе находится на стадии планов. "СарБК" выслушал мнения экспертов о том, как в Саратовской области проходит отмена ЕНВД и переход бизнеса на альтернативные системы налогообложения.

  • 23.01.2020, 15:19 Разговоры в пользу бедных. Эксперты — о том, сможет ли власть сделать саратовцев богаче На этой неделе стало известно, что при правительстве области создан специальный совет по борьбе с бедностью. Вернее, так его окрестили журналисты - в оригинале называются "мероприятия, направленные на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума". Примечательно, что в его состав вошли только чиновники. И то, что такой совет появился только после послания президента Путина Федеральному собранию, в котором он заявил о необходимости повышения доходов населения. Как говорится, пора бы уже - после пяти лет неуклонного их снижения. "СарБК" спросил у саратовских экспертов, поможет ли чем-то новый орган простым саратовцам и как, по их мнению, можно сделать граждан состоятельнее.
  • 04.01.2019, 10:15 Деньги есть, но вы держитесь. Правительство накопило 7 трлн руб., которые не будет тратить на "народные" цели Деньги, конечно, нашли, и падение цен на нефть правительство не очень волнует. Сейчас это не пустые слова – в резервах к середине января будет больше 7 триллионов рублей "кэша". Это немногим менее половины расходной части федерального бюджета. Но тратить эти деньги на нацпроекты или строительство инфраструктуры государство не будет. На "народные" цели скинется сам народ. В 2019 году повышены акцизы, НДС и пенсионный возраст.
  • 19.10.2018, 11:48 "Трансперенси Интернешнл": Бюджет потерял на "чрезвычайных" госзакупках 1,7 млрд руб. Госзакупка в чрезвычайной ситуации, — например, после пожара, наводнения или техногенной катастрофы, — может проводиться без конкурса. Поэтому заказчики порой трактуют понятие "чрезвычайной ситуации" по своему усмотрению.
  • 21.05.2018, 14:46 Исполнение "суперуказа" Путина может потребовать увеличения госдолга. На 67% за 6 лет Чтобы сократить вдвое бедность, обеспечить 5 миллионов новоселий в год, построить новые школы, больницы и дороги, правительству России нужно найти дополнительно не менее 8 трлн руб. Одним из источников финансирования национальных приоритетов развития станет рост госдолга. Через шесть лет он может вырасти в полтора-два раза, и его совокупный объем превысит 20 трлн рублей. Впрочем, аналитики считают, что власти возьмут деньги и с "олигархов», и с обычных россиян, которым повысят налоги.
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x