Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ЖКХ в цифрах. На грани катастрофы

  • 08:32, 28 июня 2011
  • Комментариев[0]
Годовой оборот сферы ЖКХ в России составляет 100 млрд долл. или 3 трлн руб. — такие данные прозвучали во время круглого стола в Госдуме, где шла речь о применении и совершенствовании законодательства в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. С докладом выступил заместитель председателя комитета Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместитель председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН Владимир Кашин. Саратов в этом выступлении был отмечен, как город, в котором утвержденные нормативы потребления воды в 5 раз выше реального расхода. Публикуем фрагменты текста этого доклада.
ЖКХ в цифрах. На грани катастрофы

Важный фактор экономики
Жилищно-коммунальное хозяйство России представляет собой совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство, включая капитальный и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, дорожно-мостовое хозяйство, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка. В отрасли работает более 2,5 млн человек, около 34 тыс. предприятий обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами услуг население России.

ЖКХ занимает существенное место в экономике страны. Это не просто один из элементов экономики. Это один из самых существенных факторов, обуславливающих состояние национальной безопасности. Как структурный элемент экономики, ЖКХ формирует 4% ВВП. Доля его основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн руб. Годовой оборот отрасли - более 100 млрд. долларов или 3 трлн руб.
"Коллапс" основных фондов
Как видим, коммуналка не очень похожа на бедную родственницу, которая перебивается с хлеба на воду и вот-вот помрет, если население не раскроет свои кошельки пошире. Вопрос в том, в чьих карманах оседают эти огромные суммы и как они используются. В то же время, к настоящему времени основные фонды ЖКХ сильно изношены. По официальным данным, износ составляет в среднем более 60 %, значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии: износ котельных 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,5%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, насосных станций - 57,1%, очистных сооружений канализации - 56,2%. В плачевном состоянии находится и лифтовое хозяйство. Из 360 тыс. лифтов 160 тыс. требуют замены. В то же время в стране практически свернуто производство лифтов.
Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. В нормально работающем хозяйстве цикл обновления подобного оборудования составляет 6-8 лет. Ситуация усугубляется использованием устаревших и неэффективных технологий. По оценке президента Дмитрия Медведева, ЖКХ стоит на грани "катастрофы" и "коллапса". Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн руб., но по признанию председателя правительства В.Путина, "этих средств на сегодня у государства нет".

В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. За последние 10 лет количество нарушений и аварий в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз. Например, за отопительный сезон 2009-2010 годов в ЖКХ зафиксировано почти 19 тыс. аварий. По сравнению с прошлым периодом, рост составил 27 %. Как отметил министр регионального развития В.Басаргин, "их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за, так называемого "человеческого фактора"". По признанию министра, "средства, которые затрачиваются на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона".

Для нашей холодной страны вызывает обоснованную тревогу изношенность оборудования и коммуникаций системы теплоснабжения. По данным Минэнерго РФ, «около 50 % объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 200 повреждений, на водопроводах - до 70. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 40%, водопроводах – до 20%, электроэнергии – до 15%». В 2010 году глава Минрегиона В.Басаргин заявил, что доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7 %, а по водопроводным сетям - до 43,9 %.

В последнее время практически ежедневно появляется огромное число сообщений о несчастных случаях, вызванных деятельностью жилищных и коммунальных служб. От обрушения кровель, разрушения ветхого жилья, падения снега и льда, аварий в жилищном и коммунальном хозяйстве гибнут люди. При этом, к сожалению, уровень ответственности работников ЖКХ неуклонно снижается.
Сельские развалины
На селе ситуация еще более угрожающая. Самое страшное, что уничтожается сельская инфраструктура - школы, детские сады, медпункты, клубы… Исчезают с лица земли населенные пункты, приходят в негодность дороги, инженерные сети, водопроводы и газопроводы и т.д. За годы "реформ" с карты России исчезло 23 тыс. деревень, в 47 тыс. сел проживает менее 10 человек. На селе  закрыто 15600 клубов, 4300 - библиотек, 14000 - школ, 22000 - детских садов. Практически полностью прекратился ввод новых сельских объектов, включая жилищное строительство. Так, например, если в советское время ежегодно на селе вводилось почти 18 млн кв. м жилья, то сегодня всего лишь около 1,3 млн кв. м, клубных помещений вводилось на 90 тыс. мест, в прошлом году введено всего на 480 мест, т.е., примерно, один сельский клуб. Ввод водопроводов сократился с 6,2 тыс. километров до 2,9 тыс. километров, в 35 раз сократился ввод линий электропередач, в 180 раз - строительство школ, почти в 50 раз - строительство детских дошкольных учреждений и т.д. Если сюда добавить практически полную ликвидацию сферы бытового и медицинского обслуживания, то становится очевидным, жизнь русской деревни находится под угрозой полного угасания.
Глоток чистой воды
Не меньшую тревогу вызывает и снабжение населения питьевой водой. Даже по заявлению президента Российской Федерации, сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35% до 60% питьевой воды не удовлетворяет санитарным нормам. Одной из главных причин неудовлетворительного положения с загрязнением водных объектов является состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.

Централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99%), 1686 поселков городского типа (83%) и около 34 тыс. населенных пунктов (22%). Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тыс. 650 коммунальных  и 41 тыс. 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%.

В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2-3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На нескольких территориях, например, г.г. Владивостока, Вологды, Челябинска, Ухты (Республика Коми), Вологодского района (Вологодская область), отмечается почти 10-ти кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1 класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности от 2 до 5 раз.

Ежегодно употребляет питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, более 10 млн человек, с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами в ряде административных территорий 77 субъектов Российской Федерации около 14 млн человек. По данным санэпидемслужбы, около 50 млн человек, т.е. более трети населения пьют воду с повышенным содержанием железа. За последние 10 лет количество населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условно-патогенных и патогенных бактерий, увеличилось более чем в 5 раз.

В сельских поселениях источников нецентрализованного водоснабжения 85,6%. Кроме того, на селе эксплуатируется 54 тыс. 570 водопроводов  в составе 81 тыс. 110 источников централизованного водоснабжения. Из них не имеет зоны санитарной охраны 17%, 20% не соответствует санитарным правилам и нормам.

В водопроводах в сельских поселениях удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, – 33,4%, по микробиологическим – 51,5%, в т. ч. проб с выделением патогенной и условно-патогенной флоры – 68,3%.

Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрируются во всех федеральных округах. В год регистрируется от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от 2000 до 5000 человек. Наибольшее число вспышек острых кишечных инфекций происходит в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В основном "водным путем" распространяется вирусный гепатит А, дизентерия Флекснера, а также мочекаменная болезнь, онкологические заболевания, спонтанные аборты, мутации клеток у детей.

Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни населения. Более 10 лет ведется, а вернее саботируется работа над законопроектом о чистой питьевой воде. Нет и государственной целевой программы по обеспечению населения качественной питьевой водой. Разработанные программы в 52 регионах или не финансируются, или финансируются, но весьма скудно и нерегулярно. Продекларированная партией "Единая Россия" забота об обеспечении населения питьевой водой так и осталась всего лишь благим пожеланием. Вместо этого в спешном порядке принят новый Водный кодекс, позволяющий приватизировать водные объекты. Из кодекса умышленно изъяты все концептуальные положения, закрепляющие право граждан России на свободный доступ к воде, ликвидирован государственный контроль за состоянием водных объектов, заменена административная система управления водными объектами на гражданско-правовую, по сути рыночную. Все это только усугубляет ситуацию с обеспечением населения чистой питьевой водой. В секторе водоснабжения сложилась кризисная ситуация, особенностью которой является ускоренная, продиктованная политическими установками и корыстными интересами, лишённая научного обоснования приватизация услуг в этой области, в том числе и с участием иностранных компаний. Развитие этой ситуации чревато возникновением угрозы недоступности пригодной питьевой воды для бедных слоев населения в силу бесконтрольности роста тарифов. Фактически государство полностью самоустранилось от проблем питьевого водоснабжения. Фракция КПРФ с целью устранения указанных недостатков действующего Водного кодекса внесла на рассмотрение Государственной Думы свой вариант этого важнейшего документа.
Мусорный потоп
Огромные проблемы накопились и с бытовыми отходами. К настоящему времени на территории Российской Федерации в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд тонн твердых отходов, в том числе свыше 30 млрд тонн опасных и ядовитых. Общая площадь занятых отходами земель превышает 2 тыс. кв. км. Кроме узаконенных, образовалось огромное количество несанкционированных свалок, представляющих угрозу для окружающей среды и здоровья населения. Ежегодно образуется более 40 млн тонн твердых бытовых отходов. Из них только 3% ТБО сжигаются или перерабатываются промышленными методами. В сфере обращения с отходами устойчиво доминирует их удаление с накоплением на полигонах, эксплуатационные мощности которых уже исчерпаны. Отсутствует раздельный сбор ТБО. Вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами часто выбрасывают просроченные лекарства, ртутьсодержащие приборы, тару от ядохимикатов и т.п. Все это под видом малоопасных ТБО размещается на полигонах, которые зачастую не имеют гидроизолирующего основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам.

В отличие от других развитых стран, в России на федеральном уровне фактически не ведется программно-целевое планирование по проблеме ТБО. Федеральная целевая программа "Отходы", которая была принята в 1995 году на период до 2001 года была профинансирована всего лишь на 10%. В 2001 году была принята другая программа "Экология и природные ресурсы", включавшая подпрограмму "Отходы" на период до 2010 года. Однако в 2005 году, из-за отсутствия финансирования, эта программа была закрыта.
Отходы превращаются в проблему, представляющую реальную угрозу экологической безопасности страны. Если ее не решать, то утилизация ТБО скоро может приобрести масштабы с непредсказуемыми последствиями. Проблема ТБО становится не только технической, но и социально-экологической.

Ситуация усугубляется тем, что законодательная база обращения с отходами несовершенна. Серьезным правовым пробелом является отсутствие специальных технических регламентов. В принятом федеральном законе "Об отходах производства и потребления" даже понятийный аппарат неполный, в нем отсутствуют разграничения регулирования по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации над их размещением на полигонах, отсутствует принцип ответственности за нанесение экологического ущерба владельцев полигонов, требование использования новейших технологий в области утилизации отходов и т.д. В последние 15 лет роль государства в организации сбора и переработки отходов резко снизилась. Эти вопросы, по существу, выпали из сферы централизованного государственного управления. Из федерального закона "Об отходах производства и потребления" даже изъята статья "Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами", в результате чего за пределами компетенции федеральных органов осталось централизованное решение проблем с отходами, их учетом, а также научно-технические вопросы. В значительной мере именно по этой причине в так называемых "рыночных условиях" отходы не являются объектом конкурентных отношений. Наблюдается неэффективное использование и распыление средств в данной сфере.

Совсем недавно, а именно 9 июня 2011 года, в г.Дзержинске Нижегородской области состоялось очередное заседание президиума Госсовета РФ под председательством президента Д.А.Медведева, посвященное экологическим проблемам, в том числе и проблеме ТБО. На заседании выяснилось, что правительством проигнорированы практически в полном объеме поручения предыдущего заседания президиума Госсовета по этой же теме, состоявшегося годом ранее. Вопиющий факт. Однако никаких серьезных выводов не сделано, никто, по сути, не понес наказания. Президент пожурил чиновников, в очередной раз высказался за экологическое воспитание со школьной скамьи, за необходимость решения проблемы, за привлечение к ее решению бизнеса, внедрение современных технологий… С одной стороны вроде как все правильно, а с другой, как говорится, воз и ныне там. Кто и за какие деньги всем этим будет заниматься, ясности нет, как и нет каких-либо конкретных программ или планов.

Что хочу, то и ворочуВесьма болезненным для населения в сфере ЖКХ является вопрос установления тарифов. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с так называемой переходной экономикой оплата услуг ЖКХ не занимает такой большой части  в бюджетах домохозяйств, как в нашей стране. Например, в Австрии на оплату услуг ЖКХ уходит 9,2% семейного бюджета, в Швеции – 3,4%, в Венгрии – 10,8%, в Польше – 9,9%. По выводам многих специалистов, доля платежей за услуги ЖКХ не должна превышать 10% семейного бюджета, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост задолженности, это ведет к отказу бедных семей от жизненно важных товаров, в том числе связанных питанием, лечением и образованием. В нашей стране в значительной части семей расходы на ЖКХ превышают 40% совокупного дохода.

Постоянный рост платежей в сфере ЖКХ России при отсутствии не только адекватного роста благосостояния населения, но и видимых изменений в качестве и надежности услуг – это, пожалуй, главная проблема этой сферы экономики. Рост тарифов нельзя объяснить сколько-нибудь разумными причинами – ни ростом цен на топливо, ни инфляцией. За пять последних лет накопленный уровень инфляции по официальным данным составил 63%, а коммунальные тарифы за это время выросли в среднем на 117%, что в 1,8 раза превышает инфляцию и в 1,9 раза – уровень роста доходов населения. Но за этой усредненной картиной скрываются десятки регионов, где коммунальные тарифы более чем вдвое опережали инфляцию в последние пять лет. Так в Москве тарифы выросли на 141%, что превысило инфляцию в 2,2 раза, а рост доходов населения в 3,5 раза. В Ленинградской области рост коммунальных тарифов  почти в 2,5 раза превысил рост инфляции и в 2,8 раза рост доходов населения. И таких неблагополучных регионов в России более шести десятков.

Рост тарифов в том виде, в котором он процветает и развивается последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике в России. Он указывает на неэффективность управления администраций регионов, городов и сел в сфере ЖКХ. По сути, завышением тарифов поощряется безудержная алчность дирекций поставщиков ресурсов по всей технологической цепочке. При такой политике у поставщиков напрочь отсутствует мотивация к снижению собственных производственных издержек. За все расплачивается потребитель. Поэтому поставщики ресурсов не утруждают себя повышением качества своей продукции: занижают температуру теплоносителя, не обеспечивают бесперебойность поставки, не отвечают за перепады и скачки напряжения в электросетях, за качество питьевой воды и т.д.
               Бесконтрольность и попустительство со стороны власти приводит к массовым злоупотреблениям и аферам при назначении коммунальных платежей. Так, например, в Саратове утвержденные нормативы потребления воды в 5 раз выше реального расхода. Каждая квартира саратовцев переплачивала от 500 до 1500 рублей в месяц. Не отстает и Москва. Здесь установлен водный норматив в 11 куб. м воды на человека в месяц. Чтобы понять, что это такое, надо представить 55 бочек по 200 литров каждая, которые ежемесячно обрушиваются на каждого члена семьи. Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы указала, по крайней мере, на двойное завышение норматива. Правительство Москвы своеобразно среагировало на замечание КСП, снизив норматив до 10,7 куб. м на человека. Интересы чиновников Мосводоканала и его аффилированных лиц оказались сильнее замечаний контрольного органа. Можно только догадываться, какие усилия предприняли столичные короли воды и пара, чтобы не уступить москвичам ни копейки.
               То же самое происходит и при назначении платы за отопление. Как она назначается? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Ключевые позиции в этой арифметике – тариф и норматив. Разброс значений этих составляющих по регионам огромен. Переплаты граждан за сезон с каждой квартиры может достигать от 2,5 до почти 10 тыс. руб. В 2010 году переплата только по Москве составила более 1 млрд руб.

Государство, отказавшись от своих конституционных обязанностей защищать своих граждан, бросило их в объятия разного рода проходимцев, которые внаглую обирают население. Для них не действуют федеральные законы, предписывающие, что рост тарифов должен отслеживать инфляцию, а также доходы граждан, и не превышать 15% в год. В начале 2011 года по многим регионам было объявлено о повышении платы за услуги ЖКХ в 1,5-2 раза. Однако, принимая во внимание приближение выборов в Государственную Думу и президента РФ, последовали окрики Д.Медведева и В.Путина, охладившие непомерные аппетиты жуликов от ЖКХ. Планируемое повышение снизили в разы. И именно это вызывает недоуменный вопрос: как же тогда формируются тарифы, если их так легко, по окрику, можно менять? Тем не менее, стоимость услуг ЖКХ в среднем по России выросла почти на 20%. Причем вывоз мусора стал обходиться дороже на 13%, отопление – на 14%, горячая вода – на 14%, холодная вода – на 16%, электроэнергия - на 18%. Что касается роста тарифов на электроэнергию, то в 38 регионах страны их рост составил 30-40%. Для юридических лиц электроэнергия продается по так называемым свободным ценам, которые значительно выше. Т.е. насосные станции, очистные сооружения, бойлерные, тепловые станции и другие объекты ЖКХ, использующие электроэнергию, платят за нее по завышенным тарифам, что неизбежно сказывается и на тарифах по другим составляющим платы за услуги ЖКХ.

Самой большой загадкой остается методика формирования тарифов. Этой методикой не владеет ни Министерство регионального развития РФ, ни Федеральная служба по тарифам, ни другие тарифные комиссии. О пользователе и говорить нечего. Поэтому установить или проверить обоснованность тарифа практически невозможно.
Горизонт не виден
Коммунальные платежи с каждым годом становятся все более неподъемными для граждан России. И, тем не менее, доля граждан, получающих субсидии от государства, на сегодня составляет всего лишь 6,9 % от общего числа собственников жилья или квартиросъемщиков. Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством субсидия положена в том случае, если квартирная плата "съедает" не 10% совокупного дохода семьи, а 22%. Объясняют это тем обстоятельством, что, дескать, в России, по сравнению с Западом, коммуналка гораздо дешевле, забывая о том, что в развитых странах Запада средние доходы населения на порядок выше, чем в нашей стране. Власть постоянно твердит, что население до сих пор не перешло 100-процентную оплату ЖКХ, и разницу приходится компенсировать государству. Вот поэтому, как считает правительство, тарифы должны расти и дальше. При этом совершенно не понятно, 100% это сколько в рублях? По данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги выросли в 8,6 раза. С тех пор пресловутый уровень оплаты перевалил не то что за 100, а за все 200%. Еще в сентябре 2003 года в аналитическом докладе, подготовленном к заседанию правительства, уже в то время уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составляя 72,2%, а в 46 субъектах федерации (Карелии, Бурятии, Воронежской, Белгородской, Владимирской, Тверской областях, Ставропольском и Приморском краях и т.д.) – он превышал 90%. В 24 регионах уровень оплаты коммуналки составил 80-85%. Но с тех пор прошло еще 8 лет. Вот эту 100–процентную границу все время власть отодвигает. Рубежом пока обозначен 2014 год, потом, наверное, передвинут на 2020… А скорее всего, никогда, ибо тогда придется не на словах, а на деле выплачивать субсидии всем, кому коммунальные платежи стали непосильными. А это значит, что за субсидиями может обратиться не менее трети населения.

Автор:  
Похожие материалы
  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 28.10.2022, 12:48 Выше взнос! Спасет ли систему капремонта повышение платежей

    В декабре жителей страны ждет досрочная индексация тарифов на коммунальные услуги. Изначально она была запланирована на июль 2023 года. Не исключено, что в Саратовской области вслед за общим ростом тарифов повысятся и взносы на капитальный ремонт жилья. Многие считают повышение неизбежным. Вопрос только в том, насколько власти осмелятся увеличить сборы. Незначительный рост не изменит ситуацию, которая приблизилась к критической, а значительный плюс может вызвать социальную напряженность. Существуют ли другие способы решить проблемы капремонта, спрашивал у специалистов СарБК.

  • 13.07.2020, 15:31 Директор КВС Сергей Журавлев: "Больше трех утечек в сутки — это ЧС. В Саратове их было 90"

    В Саратове уже больше двух лет водоснабжение обеспечивает не муниципальное предприятие, а частная компания-концессионер. И если о "Саратовводоканале" журналисты писали часто и с упоением (главным образом о долгах, авариях и прочих проблемах предприятия, которые казались неразрешимыми), то вот о "Концессиях водоснабжения - Саратов" информации сравнительно мало. И это притом, что при переходе к новой модели управления водопроводным хозяйством было сломано столько копий и только ленивый удержался от скепсиса - мол, придут, тарифы поднимут, а ничего сделать не смогут. Интервью "СарБК" стало для директора КВС Сергея Журавлева первым. По его словам, неразрешимых проблем у водоканала нет, а большинство вопросов было связано с неэффективной организацией.

  • 26.02.2020, 10:36 Олеся Ворожейкина (Билайн): В новые тарифы мы добавили больше возможностей шеринга, экономии бюджета и предсказуемости расходов! Еще в середине прошедшего десятилетия мобильные операторы занимались реализацией минут, мегабайтов, СМС... А уже сегодня телекоммуникационные компании готовы помогать в решение множества важнейших вопросов - от планирования социальной инфраструктуры до поиска пропавших людей. Например, между компанией "ВымпелКом" (бренд Билайн) и правительством Саратовской области подписан и реализуется договор о сотрудничестве. Кроме того, мобильный оператор в наши дни может вдохновить на СОЖ (сбалансированный образ жизни, похоже на ЗОЖ) и даже укрепить семью. Об этом мы говорили в интервью с территориальным управляющим Билайн в Саратовской области Олесей Ворожейкиной, информационным поводом для которого стал выход новой линейки семейных тарифов.
  • 24.12.2018, 12:45 СМИ: С января сотовые операторы поднимут стоимость тарифов С января 2019 года абонентов российских сотовых операторов ждет повышение тарифов из-за увеличения НДС. "Вымпелком", "МегаФон" и Tele2 уже оповестили об этом клиентов ряда корпоративных и архивных тарифов.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 28 июня 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x