Казалось бы, заведения общественного питания — кафе, рестораны, фаст-фуд, кофейни — встречаются в Саратове на каждом шагу. Они могут закрываться и открываться вновь, менять названия и месторасположения, поваров и национальную направленность. А вот внутреннему убранству многие владельцы уделяют внимание по минимуму. Как пример — открывшийся прошлой зимой ди-джей-бар "Токио" на месте действующего с советских времен "Арлекина". На моей памяти у расположенного в подвальчике на Московской заведения от героя многочисленных сказок мало что было, поэтому переделать его в бар в азиатском (судя по названию) стиле не составило труда. В помещении появились цветные настольные лампы с меняющимся цветом, новое меню и, со слов любителей электронной музыки, современное оборудование. Чисто внешне - на этом изменения закончились. В пиццерии "Миа", которая открылась на месте "Ташира" на углу Вавилова и Рахова, вообще, кажется, кроме вывески ничего не поменялось.
"Признаться, я давно не выполнял заказы на выполнение дизайна предприятий общепита,- говорит дизайнер Дмитрий Морозов. - Один из последних заказов - оформление бывшего ресторана "Братислава", ныне N&B. Это довольно пафосное заведение с соответствующим дизайном. Работал и над интерьером бистро "Кубик". Но это было достаточно давно. Вообще, сложно говорить о каких-либо тенденциях в оформлении интерьера ресторанов и кафе и влиянии его на их деятельность. Стиль у всех совершенно разный. Оформляя интерьер заведения, заказчик больше руководствуется не модными тенденциями, а своими собственными предпочтениями. Многие кафе и рестораны поддерживают идеи национального колорита — русского или украинского дворика: деревянная мебель, солома, подсолнухи. Отдельно можно выделить и рестораны японской кухни - это восточные мотивы, бумажные фонари, официанты с азиатской внешностью и т.д. Почему владельцы предпочитают именно такой стиль? Наверное, выглядит аппетитно. Заведения таким образом пытаются создать демократичную обстановку, приближенную к домашней".
Что касается заведений общественного питания высокого класса (наподобие "Морского конька" или "Азиатского стиля"), то с ними в регионе напряженка. Эксперты признают: финансовый кризис не прошел бесследно для всей сферы, но сильнее всего ударил по ресторанам высокой ценовой категории. Новых заведений в этом сегменте в последнее время не появилось.
По словам эксперта, в целом саратовцы будут потихоньку отказываться от домашней еды в пользу качественной (я подчеркиваю — качественной!) "казенной". Как засилье фаст-фуда и правильная пища соединятся в один "компот", станет понятно в ближайшие пару лет.
Собеседники замечают, что открыть заведение, принадлежащее сети с мировым именем, узнаваемым брендом, разработанной и обкатанной в сотне - другой городов концепцией, проще и экономически более выгодно, чем вкладывать деньги в индивидуальный проект. В свете недавних событий в экономической сфере в Саратове мало кто решается на риск.
Несмотря на общее мнение, что в регионе идет перенасыщение предприятиями, готовыми накормить потребителя с любыми вкусовыми предпочтениями и кошельком, эксперты говорят о дефиците заведений общепита.
"Вот увидите, в ближайшие 10 лет число заведений общепита увеличится в 10 раз. И то — мы только приблизимся к среднемировому уровню, - уверен Владимир Давыдов. - У нас эта сфера по объемам, получаемой прибыли и другим показателям находится на 9-10 месте. Первое занимает ритейл, то есть розничная торговля, второе — нефтепереработка, третье — банки и так далее. А в США, во Франции и многих других странах первое место занимает именно сфера общественного питания".
С увеличением числа заведений общепита, и как следствие, ростом конкуренции, возрастет и качество услуг. К слову, сейчас специалисты оценивают его, как "хорошее", но "в каждой сфере есть профессионалы своего дела и халтурщики" и примеров тому масса.
Увеличение количества ресторанов и кафе произойдет, скорее всего, за счет одного сегмента - "быстрой еды". Например, в Саратове работают только два представителя предприятий фаст-фуда мирового уровня. Тогда как в двух столицах в этой сфере уже присутствует конкуренция. Не исключено, что в ближайшие несколько лет в Саратове этот сегмент расширится. Также, согласно прогнозам, будут отлично себя чувствовать пиццерии и кофейни. Они уже достаточно давно завоевали популярность и на данный момент являются одними из самых популярных заведений в молодежной среде.
То, что индивидуальных проектов не будет совсем, никто не утверждает. Не исключено, что кто-то из местных жителей — обладающий опытом, творческим потенциалом и, конечно же, деньгами, - захочет воплотить в жизнь одну из своих идей. Но рассчитывать, что в регионе можно будет откушать вьетнамское или тайское блюдо, не стоит. Эксперты заявляют - соотношение спроса и предложения не дает возможности строить оптимистичные планы о появлении креативных проектов. Во-первых, местный бизнес не располагает достаточным объемом свободных средств, во-вторых, потребители демонстрируют предельно консервативный настрой. Так что, заключают некоторые наблюдатели, Саратов — это не тот город, в котором будут воплощены яркие и смелые идеи.