ФОКУС ГОРОДА 07:33, 15.06.2011

"Не прислоняться". Книга без сюжета

"Правда о метро" состоит из нескольких десятков глав – рассказы Дивова перемежаются вкраплениями записей интернет-дневника соавтора, Макса Рублева. Как говорили сами авторы, Рублев отвечал за сбор фактуры, фрагменты о жизни метрополитена и прочую большей части журналистскую, публицистическую работу. Дивов же редактировал текст, выбирал лучшее и составлял книгу.

Лучше сказать сразу – никакого сюжета в книги нет. Вообще, абсолютное отсутствие фабулы. Вся книга – набор историй о жизни машинистов и метро. Рассказы об особенностях работы, о возможных последствиях тех или иных ситуаций в «подземке».

Очевидным плюсом стал большой опыт работы автора – Рублев в метро уже более 10-ти лет, работает на самом загруженном узле. Технические аббревиатуры, повествование о поездках, о функциях машиниста читать увлекательно. Дивов наполнил книгу фирменным ехидством, заставляя читателя узнавать в рассказах своих коллег, соседей, просто незнакомых людей, которых он видит каждое утро, ожидая транспорт.

Кроме того, вы только подумайте, машинисты любят не только свою работу, но и метро. Да, подземку. Такая вот романтичная профессия, в которой люди мотают бесконечные круги по рельсам, убирают за пассажирами, выслушивают гадости от самоуверенных и глупых людей.

А еще есть зарисовки про маразматичную борьбу с терроризмом, которая только вредит качественной работе, про проблемы безопасности, про воспитание подростков. Особенно хорошо авторы высказались о парадоксах, которые есть в метро.

"В метро идет повсеместная борьба с курением работников, да еще и повсюду социальная реклама на плакатах – курить вредно, курить уже не модно…
При этом на мониторах вовсю крутят рекламу сигарет одной известной марки. Воистину, деньги не пахнут. Как минимум, не пахнут табаком".

Этим отрывком можно охарактеризовать все книгу. Если бы не минусы.
Среди которых – полное отсутствие сюжета, о чем уже говорилось ранее. Читать, а вернее, "глотать" книгу интересно. Но, боюсь, вряд ли она запомниться надолго. Почему – слишком много жалоб. Порой возникает ощущение, что читаешь рассказ о мужиках на кухне, которые под водку ругают страну и политический строй. Слишком все однобоко – выходит, что как ни крути, виноваты все, кроме самих машинистов. Несмотря на постоянные напоминания, что речь идет о девяти из десяти случаев. Кстати, о напоминаниях – зачастую идеи повторяются. И это в совсем небольшом томике на 300 страниц.

Можно еще сказать, что книга эта в общем-то не о метро. Дивов в свойственной ему манере превратил жалобные излияния машинистов в полотно о грусти современности. Да, как-то так напыщенно.

Так же можно написать и о работниках заправок, о таксистах… Да практически везде есть и всегда было начальство, которое не понимает мотивов и тонкости работы подчиненных, несогласованность служб и бюрократы. Везде есть люди, что считают себя центром вселенной.

Правда, если говорить о воспитательной функции книги – как это принято в России – то вряд ли произведение прочтут те, которых высмеивают Дивов и Рублев. Все те, кто гадит в транспорте, бросаются под колеса в надежде догнать последнюю маршрутку, избивающие детей в попытках воспитать. А мы и так знаем все эти проблемы. Как минимум, встречаем их утром и вечером, по дороге на работу и домой.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-06-15/328.html