ФОКУС ГОРОДА 06:36, 15.06.2011

От клубники до мангостина. Кто "кошмарит" ягодный бизнес?

В Саратове открылся клубничный сезон - могут с уверенностью объявить те, кто пережил минувшие выходные. Ароматные ягоды захватили проспект Кирова в районе пересечения с Чапаева, сменив на своем посту ландыши и удобно устроившись между семечками и орешками. До этого момента пластиковые контейнеры с клубникой (а точнее — земляникой, эти две ягоды очень похожи, но ученые - аграрии настаивают на правильном названии) можно было увидеть только в торговых рядах — по баснословной цене: 100 руб. за 600 граммов; да еще в сетевых магазинах. В последних, к слову, собрать урожай клубники можно круглый год. Созревшие под турецким или аргентинским солнцем, красные ягоды в зимний период стоят дороже мяса — 200-250 руб. за 200 граммов. Едва начавшая розоветь земляника с приусадебных участков местных огородников стоит 50-80 руб. за пластиковый стакан. На "Сенном" за килограмм сейчас просят 130.
Конечно, когда первый ягодный бум спадает, цена на землянику снизится до нескольких десятков рублей за ведро. Впрочем, точная сумма будет зависеть от урожая.

Из российских производителей на рынке встречаются, пожалуй, только Камышин Волгоградской области да Краснодарский край. Продукция местных совхозов и агроцентров — большая редкость. Почему? Неужели первую летнюю ягоду, с удивительным вкусом и ароматом, невыгодно производить в промышленных масштабах, на продажу? "Выгодно", уверяют аграрии. Но — хлопотно.

Оказалось, что таких мест, где разводят землянику на продажу в области всего два — хозяйство "Ягодное" в селе Усушково Петровского района и опытная станция в бывшем Корольковом саду. Что касается последней, то разведением земляники здесь занимаются больше ради науки — наблюдают, как тот или иной сорт ведет себя в местных условиях. Ароматные плоды — скорее "побочный эффект", не лишенный, впрочем, экономической выгоды. Да еще какой! В прошлом году, например, опытная станция снабжала саратовцев земляникой всю зиму, а стоимость килограмма доходила до 500 руб. Однако, оправдываются специалисты, за каждую ягодку они ручаются головой - никаких химикатов (которыми, к слову, нередко "балуются" бабушки на приусадебных участках, чтобы повысить урожайность) и вкус отменный.

Так почему же производство ягоды, столь востребованной на рынке (и частники-дачники, со своими стаканчиками, ведрами и ведерками, могут это доказать), не поставят на поток, не включат в госпрограмму?

Это связано с общим направлением сельхозотрасли. У нас за последние 20 лет в разы сократилось число площадей, отданных под садоводство. Например, в Польше и Китае, учитывая размеры государств, площади под садоводческую продукцию в десятки, а то и сотни раз больше. Например, Китай — рекордсмен по производству яблок. Вы только посмотрите на прилавки в магазинах. Там сложно найти российские яблоки, помидоры...
Землянику выгодно выращивать, но … с зерном как-то проще. Его главное просушить, а срок реализации может быть большим. А земляника — она остается плотной, сохраняет вид сутки. За этот срок ее надо сбыть. На следующий день она может превратиться в кашу. Мы пытались выращивать здесь и смородину, у которой срок реализации — четверо суток, даже купили специальный комбайн для сборки, но... не пошло. Я не говорю даже про малину, которую надо сбыть в течение трех-четырех часов. Поэтому наши зарубежные коллеги, занимаясь исследованием и разведением разных сортов земляники, в приоритет ставят — транспортабельность, чтобы ягоду можно было дольше продавать, в том числе и в Россию. И, надо сказать, добились определенных успехов — у некоторых сортов земляники срок реализации достигает семи дней. На втором месте — внешний вид, и только на третьем — вкусовые качества.

Вопреки мнению многих, это не значит, что красивые на вид ягоды с плотной мякотью будут невкусными. Просто для иностранных производителей важнее доставить в целости и сохранности, а не вкусно попотчевать.

Сейчас в агроцентре на исследовании находятся 12 — 15 кустов земляники. С каждого в прошлом году собрали по 200 — 300 граммов ягод. Ремонтантные сорта плодоносят несколько раз за сезон. Немного, но на "покушать" хватает — признают ученые. Хотя хотелось бы больше. Не есть, конечно, а исследовать. Например, "Вима-Рима" хороша в любых условиях, "Вима Тарда" - для тех, кто любит кисленькое, а "Ханей", обладающий в обычных условиях приторным привкусом меда, в прошлогоднюю жару вымахал выше других, утратил привкус и стал слаще.

Закупать один какой-то вид и разводить его в наших условиях — скорее всего, бесполезная трата средств. Кто знает, как она поведет себя при здешних климатических условиях и почве. Ученые рассказывают: случались досадные промахи. С той же самой вишней, например.

Чтобы не попасть впросак, нужно тщательное исследование. Для его проведения необходимы "опытные образцы", на закупку которых нужны деньги. Чтобы государство выделило деньги, ему нужно доказать необходимость и — самое главное — рентабельность этих исследований. Однако власти по-прежнему считают, что зерно — выгодно и надежно. А земляника — да что, у нас дачников мало, что ли?

"А ведь раньше мы здесь и соки делали! - ностальгирует Юрий Борисович. - Было специальное оборудование. Сейчас оно устарело. Дело в том, что изготовителям соков гораздо выгоднее было развести химический концентрат, чем использовать настоящий — он же заведомо дороже. Но мы все еще мечтаем возобновить производство".

Специалисты обеспокоены и еще одной тенденцией — засильем экзотических овощей и фруктов. Может показаться, что похожая на сосновую шишку питахайя или сливообразная маракуйя доступнее местных яблок и груш. Не говоря уже о мини-бананах, которые стоят 70 — 80 руб. за килограмм, в то время, как цена земляники перевалила за стоимость мяса. Такими темпами скоро "антоновка" и рябина-черноплодка перейдут в разряд деликатесов, а кисели и компоты мы будем варить из карамболы и мангостина. По крайней мере, в крупных сетевых гипермаркетах найти их гораздо проще.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-06-15/326.html