ФОКУС ГОРОДА 06:00, 11.06.2011

"Древо Жизни". Заметки киномана

Симфония жизни
Сюжета в фильме в принципе нет. На экране медленно, по частям разворачивается история развития 11-летнего мальчика Джека, одного из трех братьев. Детям свойственно видеть все чудесным и красивым. Он видит мать, воспитанную в библейских традициях, для которой всепрощение является смыслом жизни. Он видит отца, морского пехотинца, диктатора, требующего безропотного повиновения.
Смысл жизни для его матери - это любовь. Отец же говорит, что в реальном мире нужно ничего не бояться и всегда ставить себя выше других: "Миром правят псы". Простой и чудесный мир становится все более мрачным.

Тематика воспитания детей, выдвинутая на первый план, на самом деле не столь важна. Основой для всего происходящего на экране стала философия. Выбор жизненного пути, который рано или поздно встает перед каждым. А в случае с "Древом жизни" - это еще и противостояние, пересечение добра и зла, инь и янь, Бога и Бога. "Отец и мать будут вечно бороться во мне" - говорит мальчик.

Сложный, но при этом жутко знакомый набор характеров. Отец и муж - военный, служивый флота, зацикленный на дисциплине, деспот. Но при этом чуткий и в меру своих возможностей заботящийся о детях. Мать и жена - добрая, верящая в Бога, убежденная, что любовь - и есть величайшая ценность мира. Но при этом добрая только на словах, лишь после агрессии отца и мужа. Она только утешает, но не делает ничего для того, что бы предотвратить конфликт.
В фильме нет ничего только черного, нет ничего только белого. Все потерто, будто наждачной бумагой.
"Почему если тебе можно, то мне нельзя?" - ключевой вопрос фильма. Почему тебе, отец, можно издеваться, быть не чутким к сыну и почему мне нельзя быть таким? Почему тебе, боженька, можно отнимать жизнь, а мне нельзя? Почему ты делаешь так плохо?
Эти вопросы проходят через всю жизнь мальчика.
Сначала кажется, что режиссер затронул слишком много проблем, решил ответить на слишком много вопросов. И не дотянул в исполнении. Но это не так. Режиссер ведь тоже человек. И не знает он ответов на все вопросы.

В этом кино есть и катарсис, и метаморфоза героев. Нет ни одного героя, с которым зритель будет ассоциировать себя. Это очень личный разговор режиссера со зрителем. Кино не ставит цель развлечь, наоборот, оно пытается заставить подумать. И если Вам нравится смотреть современные комедии и боевики - не стоит тратить время на "Древо жизни". Все равно разочаруетесь, будете скучать. Этот фильм для других. Такое кино, которые людям нравилось лет 20 назад.

Гимн Жизни
Особое место в фильме занимает фантасмагория. Терренс Малик с помощью оскароносцев композитора Александра а и оператора Эммануэля Любецки создал удивительно тонкий и глубокий в понимании шедевр. Симфонический оркестр, церковный хор, взрыв огня и воды - все это вызывает бурю эмоций.
Через образы и классическую музыку. Хотя нет, наоборот. Классическая музыка, Иоганн Себастьян Бах, на экране превращаются в зрительный образ. Режиссер показывает метаморфозу хаоса в жизнь. В клетку, в нейроны. Под высокие ноты мы наблюдаем, как через взрыв на Земле появляется жизнь. Режиссер ассоциирует подобное появление всего сущего на земле с появлением ребенка на свет. Режиссер через зрительные и слуховые образы рассказывает про поиск Бога, про открытие мерзости бытия, про безжалостность, про родителей, которые компенсируют свои ошибки. Чистый, не омраченный посторонним, пир эмоций.

Древо жизни
Отдельное место в шедевре Малика занимает тема религии. Жена и мать, полностью посвященная в учение веры в Бога. Муж и отец посещает церковь лишь в минуты трудностей. Он ищет знак от Бога, чтобы хоть как-то преодолеть трудность. А мальчик еще лишь ищет Бога: "Боже, заставь меня любить за то, что есть", "Боженька, почему ему можно быть таким, а мне нельзя? Боженька, почему все такое?!".

И дело не в личном отношении героев к вере. Малик смог показать преображение частного к общему - любая религия связана с карой. Любая религия - это выбор между навязываемым и избранным. Философия истинной веры у Малика - это философия выбора.

P.S. Пытаться дать оценку "Древу жизни", пытаться рецензировать этот фильм - это тоже самое, что рецензировать чужую жизнь, чужие сильные характеры, когда не известно и половины правды. То же самое, что пытаться рецензировать Бога, если еще не потерял возможность в него верить.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-06-11/321.html