ФОКУС ГОРОДА 06:35, 08.06.2011

Инвестиции в вине. По следам бэкграунда

Сроки, доходность и ликвидность
Эксперты рынка указывают, что далеко не каждое приобретение того или иного объекта является инвестицией. "Покупку, допустим, яхты можно считать инвестицией, если человек собирается, к примеру, сдавать ее внаем и получать прибыль, — пояснили в одном крупном банке. — А если он приобретает ее для личного использования, то относить это к инвестициям не стоит".

Классическими видами альтернативных инвестиций сегодня можно назвать покупки на арт-рынке (произведения искусства), на винном рынке или на рынке недвижимости. "Рынок искусства более объемный, чем рынок вина, — говорят банкиры. — Вина производится меньше, чем произведений искусства, и стоимость единицы тоже меньше, тогда как только один предмет искусства может стоить десятки миллионов долларов".

Специалисты отмечают, что очень активно развивается рынок винных инвестиций и винных фондов в Азии. В Китае, например, необыкновенно популярны вина Ch?teau Lafite-Rothschild, которые скупают либо официальные лица за счет государства или крупных корпораций, либо новоявленные китайские миллионеры, стремящиеся показать окружающим уровень своего состояния.

Инвестиции в недвижимость и произведения искусства тоже одни из наиболее популярных. Однако, как уточняют специалисты, нужно также четко себе представлять три основных параметра, необходимых для грамотно совершенной инвестиции: сроки, доходность и ликвидность. «В Подмосковье, например, стоят прекрасные дома стоимостью 10—15 миллионов долларов, — рассказали в одной инвестиционной компании. — Понятно, что они просто не продаются по причине чрезмерно высокой цены. И это уже вопрос ликвидности».

Банк как окно в рынок
Приобретение любой дорогостоящей вещи — дело хлопотное. Поэтому банковские подразделения, занимающиеся private banking, зачастую берут на себя решение практически всех вопросов, связанных с альтернативными инвестициями. "Банк для такого клиента — входное окно в этот рынок, — подчеркнули в одной из кредитных организаций. — Он самостоятельно ищет партнеров, разрабатывает инвестиционную идею, предлагает ее клиенту и в случае ее одобрения ведет сделку до конца".

Сотрудники подразделений private banking не особенно охотно распространяются о своих клиентах и их предпочтениях. Поэтому о том, кто выбирает альтернативные инвестиции и почему клиент вкладывает деньги в вино или фарфор, сотрудники рассказали на условиях анонимности.

Редко какой банк держит экспертов и оценщиков в штате — это нецелесообразно. Как правило, их задача — объяснить суть инвестиционной привлекательности того или иного объекта. И предложить на выбор несколько. То ли это покупка лично клиентом какой-либо картины или скульптуры. То ли это вложение в какой-либо фонд, где можно приобрести право владения определенной долей той или иной коллекции. В одном крупном банке рассказали, что в прошлом году в Лондоне был предложен экзотический инструмент — состоятельные люди могли выкупить опцион на покупку еще не написанной картины молодого, но уже весьма раскрученного художника.

"Интересных опций очень много, — говорят банкиры. — Но также банку приходится с помощью партнеров решать вопросы налогообложения. Очень важна юрисдикция — где, допустим, будет храниться приобретенная картина, в России или за рубежом, планируется повесить ее дома на стенке или выставлять, как будут осуществляться охрана и регулярная переоценка, страхование [страхование] и т. д. Из всего этого комплекса и складывается определенная арт-инвестиция. Конечно, при покупке паев или акций все намного проще".

Специалисты замечают, что в большинстве случаев вина или произведения искусства приобретаются за рубежом. "Это удобно, поскольку там есть вся необходимая инфраструктура, — констатируют банкиры. — Есть эксперты, есть специальные винные хранилища, есть биржи. В конце концов, это удобно с точки зрения налогообложения".

Кто все эти люди?
Банкиры говорят, что единого, общего портрета состоятельных клиентов, отдающих предпочтение альтернативным инвестициям, не существует — они все очень разные. Пожалуй, единственной особенностью можно назвать то, что зачастую желание покупать вино или картины крепнет вместе с ростом благосостояния человека. И очень большое значение имеет бэкграунд клиента — его прошлое и его личные пристрастия.

"Люди, которые просто любят хорошее вино, вдруг начинают задумываться, а почему бы не сделать это выгодным вложением денег, — рассказала сотрудница одного банка. — Недавно я общалась с человеком, который объехал весь Бордо, вдохновился и хочет вместе с друзьями создать свой винный фонд на десяток миллионов долларов". По словам банкиров, очень часто дорогой раритетный фарфор покупают клиенты, чьи родители увлекались коллекционированием фарфоровых безделушек. Яхты любят приобретать те, кто в детстве увлекался парусным спортом.

Часто альтернативные инвестиции делают состоятельные люди, которые хотят выполнить некую социальную миссию. Знаменитые миллиардеры из списка журнала Forbes приобретают раритетные произведения искусства, чтобы подарить, допустим, государству. "Это тоже инвестиция, только несколько другого рода", — дипломатично указывают банкиры.

"Любую ценную вещь можно измерить деньгами, а можно чем-то другим, — подчеркивает сотрудница одного банка. — Например, человек купил редкую коллекцию старинных книг по физике или одно из первых изданий таблицы Менделеева и подарил своей родной школе — и почувствовал себя счастливым… Есть теория поведенческих финансов, согласно которой человек может получать удовлетворение не только от денег и не только от прибыли. А потребность в таких ощущениях состоятельные люди испытывают достаточно часто. Это, конечно, экзотические размышления, но мы в финансовом мире очень часто о них говорим".

Холодные прагматики, интересующиеся только прибылью от вложений, тоже могут себе позволить вкладываться в вино или картины. "Но все равно инвестиция — это такая материя, которую легче понять, когда ты хоть что-то об этом знаешь, — уверяют специалисты. — Поэтому прагматиков не так много, большая часть покупателей пропускает идеи таких инвестиций через некий свой бэкграунд".

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Я бы лично стала вкладывать деньги в живопись. Несомненно, работы художников со временем дорожают. Но людей, которые понимают это и владеют соответствующими средствами для покупки, в Саратове не много. Есть несколько коллекционеров, которые инвестируют в предметы искусства. Есть владельцы дорогих особняков, которые периодически меняют интерьеры.
Определенная тенденция роста вложений средств в "вечные ценности" после кризисных лет прослеживается, но говорить о значительном изменении на рынке предметов искусства, пока рано. И нынешний культурный и материальный уровень населения не дает нам поводов для больших ожиданий. А что касается сотрудничества с банками, пока я такого опыта не знаю. Можно говорить лишь о взаимодействии банков непосредственно с некоторыми художниками, а именно о помощи в организации выставок-продаж.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-06-08/310.html