Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Собиновский. Старт для искушенных гурманов

  • 05:12, 24 мая 2011
  • Комментариев[0]
В саратовском театре оперы и балета 22 мая, в день открытия 24-го Собиновского фестиваля, не было аншлага. Но все понимали, что свободные кресла непременно займут в скором будущем — когда на этой же сцене пойдут знаменитая оперетта "Веселая вдова" или столь же классический и беспроигрышный балет "Лебединое озеро" с участием приезжих солистов. В программе же значились произведения малоизвестные и редко исполняемые, интересные преимущественно искушенному слушателю.
Собиновский. Старт для искушенных гурманов

Действительно, было заметно, что на открытии Собиновского собрались в основном завсегдатаи подобных мероприятий и ценители классической музыки. Здоровались, обнимались, расспрашивали о новостях, охотно позировали шнырявшим по залу фотографам и видеооператорам. Начало концертной программы слегка запоздало, поэтому все эти хлопоты и манипуляции к третьему звонку благополучно успели завершиться.

Сюита Густава Холста "Планеты" — изначально восьмичастная, по числу известных в годы жизни автора планет Солнечной системы. Позже, уже после смерти Холста, к списку добавился Плутон, а к сюите — девятая часть, написанная исследователем творчества композитора Колином Мэтьюзом. Ввиду масштабности произведения для исполнения на открытии Собиновского выбрали только три части сюиты — "Марс, вестник войны", "Венера, вестник мира" и "Юпитер, приносящий радость".

"Марс" стартовал с места в карьер в предсказуемом маршевом ритме. Струнники решительно ощетинивались смычками, дирижер совершал руками замысловатые движения, точно играл на терменвоксе. Мелодия была боевой и ритмичной — и вместе с тем в ней отсутствовала окончательная упорядоченность: проскальзывающие то там, то тут диссонансы вносили в музыку некоторые элементы хаоса, напоминая, что война, как ни крути — не парад.

Практически всю "Венеру" медные духовые заслуженно отдыхали после "Марса", а лидерство забрали себе флейты и скрипки. Как и положено вестнику мира, Венера была лирична, плавна и среднетемпова... и в силу этого всего — несколько однообразна. Впрочем, нужно отдать должное автору — он очень точно рассчитал, когда нужно закончить, чтобы однообразие не начало утомлять слушателя.

При звуках "Юпитера" сразу вспомнился карнавал. Однако не в безобидно-бразильском его воплощении, а в классическом культурологическом, где оборотной стороной веселья и разнузданной свободы является жестокость и вседозволенность. Плясовые мотивы сменялись лирическими вставками, подобно тому как в кино в разгар действия камера внезапно переключается на величественную панораму, не смягчая этим эффект от конфликта, а лишь возводя его в степень. В целом музыка "Юпитера", действительно, удивительно подошла бы Дионису — но, к сожалению, Дионис фатально не вписался в авторскую концепцию: человечество не догадалось назвать именем этого двуличного божества какую-нибудь планету Солнечной системы.

В антракте мужчина неформально-богемного вида — красная узорчатая рубаха, залихватская бандана, художественно выбритая бородка — счастливо-удивленно и громогласно убеждал свою спутницу, что его "прямо проняло". Что уж там, проняло и вашу покорную слугу — несмотря на то, что на сцене не было ни Тобиаса Заммета, ни Анди Дериса, да и вообще наблюдался возмутительный дефицит электрогитар и педалек-дисторшен.
Завсегдатаи оживленно обсуждали свежеуслышанное. Доносилась французская речь — что-то про "тре бьен" и "се манифик". Вовсе не потому, что завсегдатаи были светскими и рафинированными настолько, что их слух коробила грубая русская фонетика — просто в зале присутствовали несколько французов.

Перед исполнением второго произведения со сцены представили автора — композитора Александра Чайковского. Тот ощутимо волновался — в Саратове его "Русский реквием" исполнялся впервые, - но все же нашел нужные слова, чтобы представить свое детище и даже похвалить город, после чего сел в десятом ряду и продолжил волноваться уже там.

Переживал он зря — "Русский реквием" приняли хорошо. В зале отчетливо всхлипывали, расчувствовавшись, на балконе мужчина постоянно порывался начать дирижировать и не мог удержаться от этой инициативы, даже несмотря на неудовольствие соседей.

Свой вариант католической заупокойной мессы автор посвятил жертвам и героям войн ХХ века — Первой Мировой, русско-японской, Великой Отечественной. Вместо классического латинского текста на музыку легли стихи русских поэтов — Тютчева, Заболоцкого, Бродского, Есенина. Исполнительский состав был сложен и разнообразен: смешанный хор, две солистки — меццо-сопрано Марина Демидова и сопрано Татьяна Соболева, - при инструментальной поддержке симфонического оркестра оперного театра.

В целом "Реквием" был логично для данного жанра выдержан в душещипательных минорных тонах и темпе от среднего к медленному. Однако боевая середина недвусмысленно отсылала к основной теме, заявленной автором — в его объектив попали не только печальные последствия войн и переживание оных, но все явление в целом, начиная от причин конфликтов, подчас не самых достойных, и заканчивая боевыми действиями, подчас не самыми честными.

К концу произведения автор в десятом ряду уже не бледнел, а скромно и сдержанно сиял. Видел, что премьера определенно имела успех.

Дослушав последние звуки "Реквиема" и проводив цветами и аплодисментами исполнителей, уходили из зала словно в открытые ворота. И в самом деле, ворота в Собиновский распахнулись, и впереди — еще целых две недели оперы, балета, инструментальной музыки и произведений "легкого жанра".

Автор: Иванна Орлова
Похожие материалы
  • 30.12.2023, 13:29 "Аленький цветочек" 70 лет спустя. ТЮЗ представил новую версию истории про Чудище и Аленушку

    Спектакль "Аленький цветочек" - легендарная история для саратовского ТЮЗа имени Киселева. За более чем 70 лет театр показал, подумайте только, 1496 постановок. История нашего "Аленького цветочка" началась в 1940-х годах. Спектакль несколько раз менялся, его ставили лучшие режиссеры, в том числе сам Юрий Ошеров. На сцену выходили самые известные актеры. К примеру, Чудище какое-то время играл знаменитый в последствии Сергей Пускепалис. Постановка шла в ТЮЗе практически нон-стоп, последний спектакль прошел в декабре прошлого года. И вот под новый год театр представил свежую редакцию "Аленького цветочка", который стал первым спектаклем нового главного режиссера Сергея Захарина.

  • 12.09.2023, 13:52 "Гроза" в тотал блэк. В ТЮЗе - современный взгляд на школьную классику

    Вряд ли найдется хоть один театр в России, в репертуаре которого не было бы спектакля по произведению Александра Островского. Иногда вообще кажется, что наш театр - это Чехов, Островский, ну и что-нибудь современное, чтобы классику разбавить. А уж когда для постановки есть реальный повод, читай, 200-летие гения, то и придумывать особо ничего не надо. Поэтому не удивительно, что саратовские театры с удовольствием в очередной раз обратились к творчеству Александра Николаевича. Первым свое посвящение показал ТЮЗ имени Киселева, где решили осовременить знакомую всем со школы "Грозу". В постановке режиссера Мурата Абулкатинова вышло это хотя и стильно, но все-таки очень спорно.

  • 06.09.2023, 16:28 "Сын" не для всех. ТЮЗ открыл сезон постановкой по модной пьесе

    Трилогия драматурга Флориана Зеллера "Мама", "Папа", "Сын" - один из самых популярных материалов сегодня для режиссеров театров и кино. В фильмах по этим историям сыграли такие голливудские звезды как Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Хью Джекман, Ванесса Кирби. Эти психологические драмы покорили и театральный мир, они с успехом идут как в именитых московских , так и в скромных провинциальных театрах. Наконец, зеллеромания добралась и до Саратова - в театре драмы весной показали эскиз "Мамы", а ТЮЗ имени Киселева в качестве первой премьеры сезона сезона недавно представил "Сына". Поставил спектакль бывший главреж театра и любимый саратовцами Алексей Логачев.

  • 27.04.2023, 17:57 Разрешение для "Шукшина". Студенты Юрия Кудинова чуть было не лишились дипломного спектакля

    На самые первые премьерные показы спектакля студентов Юрия Кудинова "Шукшин Ва.М" журналистов не пустили. И дело не в качестве постановки в саратовском театре драмы имени Слонова - режиссер и актеры были уверены в своих силах. Вся загвоздка в материале, а вернее в авторских правах на него. Вполне могло случиться так, что спектакль пришлось бы снимать с репертуара, а второкурсники лишились бы права впервые сыграть на настоящей театральной сцене. Но в итоге все завершилось хэппи эндом - "кудиновцы" получили "добро" на присутствие прессы, а спектакль занял свое легальное место в афише драмы на ближайшее время.

  • 21.10.2022, 16:21 Крафтом по театру. В драме показали спектакль по постам из соцсетей

    Что греха таить, очень приятно, когда твои посты в соцсетях собирают много лайков и комментариев. А иногда эти посты собираются в книгу, и потом по ней ставят театральные спектакли. Журналист Владимир Гуриев среди таких счастливчиков. Когда-то он работая в научно-популярных изданиях, параллельно пописывал сначала в "ЖЖ", а затем в запрещенной ныне в России соцсети имени Марка Цукерберга. Его очень личные и невероятно ироничные рассуждения о детстве, жизни, жене и вообще о всем, что окружает, мгновенно завоевали популярность пользователей, и в 2018-м все это оформилось в книгу "Очень простое открытие". Одноименный спектакль выпустил недавно саратовский драмтеатр имени Слонова.

Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 мая 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x