ФОКУС ГОРОДА 06:12, 23.05.2011

Топливный акциз. Нефтяники начинают и выигрывают

Напомним, многие регионы почувствовали дефицит бензина еще в апреле, цены на него подпрыгнули (и продолжают расти — например, в Туве, поднялись уже до 70 руб. за литр топлива), на автозаправках выстроились очереди.
В нашем регионе катастрофического роста и очередей на автозаправках, положим, нет. Однако отмечаются панические настроения.

"Цены выросли в среднем процентов на семь, дефицита топлива в регионе нет, но, конечно, автомобилисты испытывают недовольство. Говорят: бензин стоит, как в США, куда мы его продаем. Раз продаем, значит, он уже у них с наценками. А в России топливо — свое, собственное. Так почему же цены одинаковые?", - комментируют наблюдатели.

ФАС предлагает повысить экспортные пошлины на бензин до уровня 0,9 от пошлины на нефть и снизить акцизы на топливо при цене нефти выше $90 за баррель и отменить планируемое на 2012-2013 годы повышение топливных акцизов. Как сообщала ФАС ранее, установленный ступенчатый рост акцизных ставок будет приводить к росту цен на топливо на 6-8% ежегодно, говорит "Коммерсантъ". Соответствующие поправки к налоговому кодексу уже подготовлены и направлены на согласование в правительство.
Таким образом, видимо, чиновники "извиняются" за введенные ранее ограничительные санкции на экспорт российского топлива за границу, вступивший в силу с 1 мая, которые, не исключено, продлятся и в июне. Одним из результатов, на который наверняка рассчитывают антимонопольщики, должно стать снижение цен на бензин в России.

"Акцизы, без сомнения, влияют на стоимость топлива. В случае увеличения налога цены на что бы то ни было обычно поднимаются. В случае уменьшения, мне думается, они должны понизиться. По крайней мере, на это можно надеяться", - комментирует председатель саратовского филиала всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Зиновьев.

По мнению многих, в данной ситуации можно в целом утверждать, что "ручное управление" топливно-эноргетическим комплексом показывает свою ущербность.

"Такое поведение доказывает - "ручное управление" отраслью неидеально и вызывает сомнения. Снижение акцизов вводится, чтобы производителям было выгоднее работать на внутреннем рынке. Думаю, это правильное решение, в связи с ограничением экспорта", - считает гордеп Алексей Полещиков.

Однако не все относятся к инициативе ФАС настолько оптимистично. Промышленники оценивают не только положительный эффект, но и возможные трудности. Не исключено, инициатива приведет к уменьшению дефицита топлива на российском рынке (у производителей просто не останется выбора, куда поставлять нефтепродуктпродукт). Однако снижение цен, на которое рассчитывают автомобилисты, вызывает сомнения.
Во-первых, потому, что эта гипотеза в целом противоречит одному из законов бизнеса — зарабатыванию денег.

Стоимость топлива, равно как и любого ресурса складывается из нескольких составляющих: себестоимости, налога и той самой "накрутки", ради, которой, собственно, затевается любое предприятие. Снижение налога, разумеется, облегчает работу любой структуры, однако не свидетельствует о снижении стоимости продукта. Снижается налог, а значит, даже в случае сохранения прежнего оборота продукции и цены, растет прибыль. Какой разумный бизнесмен будет снижать стоимость в ущерб себе? По крайней мере, в добровольном порядке. О каких-либо контролирующих этот вопрос мероприятий никаких сведений нет.

Во-вторых, за счет снижения акцизов уменьшится и доходная часть бюджета. Не повлечет ли это увеличение каких-либо других статей?

Введение подобной системы позволит защитить внутренний рынок, и даст на выходе более низкую цену для потребителя. Однако, по моему мнению, стабилизация российских цен на бензин связана не только с акцизами. Большое значение имеет совершенствование системы мониторинга экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Положительным моментом инициативы ФАС является также уменьшение налоговой нагрузки для потребителей топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель. Однако, не стоит забывать, что такие налоговые уступки повлекут уменьшение доходной части федерального бюджета, которому предстоит увеличение социальных расходов.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-05-23/250.html