ФОКУС ГОРОДА 07:00, 14.04.2011

Весна, дороги. Колдобина — не инспектор: штраф — в автомагазин

Как только не называют в России дороги и тех, кто их ремонтирует, каких только анекдотов не складывают. Один только: Немецкий водитель делится впечатлениями о России: "Асфальт у них такой же чёрный, только в дождь пожиже" чего стоит. Однако проблема, сколько над ней не смейся, как не называй, была и остается одной из самых насущных. И даже чиновники уже не только молчат о достижениях по части состояния дорог, но даже практически признали их низкое качество.

Говорят, что ремонт может длиться вечно. Саратовские трассы — еще одно тому доказательство. Регулярно ставят заплатки на Казачьей и Вавилова, мучают асфальтоукладчиком Советскую и Мирный переулок, долбят молотками Шелковичную и 50 лет Октября, засыпают щебнем Мясницкую и Челюскинцев. Гвардейская, Тархова, Большая Садовая (особенно в районе автовокзала), 2-я Садовая, Слонова, Степана Разина... Список можно продолжать и дальше. А мост "Саратов-Энгельс"... Знаменит он не только своим изящным изгибом и некогда самой большой протяженностью в Европе, но и качеством покрытия. "Стиральная доска", "колдобины", "шпалы" ласково приговаривают водители, проезжая по нему и сбавляя скорость. И не предполагают, что разогнаться более 60-ти км\ч им удастся теперь нескоро.

В дорожном комитете признают: наиболее подвержены разрушению улицы, где ремонт не производился в течении более чем трех лет, хотя "нормативный межремонтный срок", то есть период, который должен пройти между ремонтами покрытия дорог, по официальной информации составляет 4 года.

"Факторов, разрушающих дороги, так много, что можно объяснить по науке едва ли не каждую трещинку", - сетуют они. Резкие перепады температур, свойственные для нашего региона (особенно осенью и весной, когда асфальт попеременно то промерзает, то пропитывается влагой), воздействие автотранспорта на поверхность, технологии, которые, несмотря на значительное движение вперед по сравнению, к примеру, с технологиями советского времени, все-таки остаются пока несовершенными и, наконец, ремонт коммуникаций, ради которого приходится вскрывать, а потом заново латать проезжую часть.

А "ямочный ремонт", который может "производиться практически круглогодично... при температуре до — 5 градусов" с использованием дорогой асфальтобетонной смеси, как показывает практика, процедура малоэффективная, "до первого дождя".

Этой весной я бы оценил состояние дорожных сетей города на "троечку". Качество существенно ниже, чем прошлой весной. Сложно назвать какие-то действительно катастрофические разрушения, наверняка они есть, но есть за пределами центра. А в целом — постоянно приходится маневрировать между ямами и выбоинами, объезжать трещины и колдобины. При том, что ежегодно мы видим, как работники дорожных служб исправно выполняют свою работу.

Что удивительно, представители администрации также скромно оценивают этой весной свои успехи и ссылаются на недостаточное финансирование, как всегда, используя при этом весьма обтекаемые фразы.

"Состояние дорожно-уличной сети города Саратова по итогам осенне-зимнего периода 2010-2011 года не выделяется на фоне аналогичного периода последних 3-4 лет. В эти годы значительно, хотя и недостаточно, выросло финансирование работ по ремонту и содержанию, что позволило отремонтировать покрытие проезжей части многих улиц города" - комментирует зампредседателя горкомитета дорожного хозяйства Владислав Будников.

Состояние дороги регионального значения (это почти 10 тыс км), которые находятся в ведении облминтранса, еще более плачевное: они изношены на 74% и не соответствуют нормативным требованиям, признают в ведомстве.
Ситуацию усугубляет тот факт, что областные трассы строились в 70 — 80-е годы прошлого столетия и рассчитаны они были на автомобили определенной грузоподъемности — до шести тонн на ось. У современных автотранспортных средств эти параметры увеличились более чем в два раза. В результате из-за больших нагрузок разрушается не только верхний слой асфальта, но и щебеночная основа.

По информации городского дорожного комитета, в этом году на ремонт дорожно-уличной сети предположительно будет выделено почти 507 млн руб., более 65% которых — средства федерального бюджета. На содержание дорожной сети облминистерством предусмотрено 700 млн руб., часть денег пойдет на "ямочный ремонт". В случае увеличения финансирования возможен и капитальный. Особенно в нем нуждаются участки автодороги Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград в Ивантеевском, Пугачевском, Балаковском и Марксовском районах.
Однако будут выделены дополнительные средства или нет, пока неизвестно.

Кстати, шутки о том, что о приближении к Саратовской области говорит отвратительное качество дорог, становятся менее актуальными. Наши соседи также жалуются на дорожное покрытие. Самарские трассы в рейтинге безопасности за прошлый год занимают одну из последних строчек (в этом регионе 70% недовольных состоянием дорожного покрытия; в Саратове скептиков не меньше, однако в рейтинге наш город держит завидную 5-ю позицию), критически отзываются о своем асфальте и волгоградцы. Однако планы на ремонт и строительство у последних хоть и скромные, зато куда более конкретные, чем у саратовских чиновников — строительство 50 км автодорог регионального значения, ремонт восьми мостов, соединение с дорогами твердого покрытия шести населенных пунктов, покупка нового строительного оборудования - прибора PQI-380 для экспресс-контроля плотности асфальтобетона и динамического плотномера КП-150. Чуть более оптимистически разглядывают свое покрытие пензяки. "Мы стараемся не допускать разрушений дорог, которые обычно можно заметить весной. Например, тот самый ямочный ремонт — мы не просто заделываем колдобины, но как только появляются благоприятные погодные условия, мы сразу же укладываем на этом месте хороший асфальт. Перед наступлением зимы занимаемся проливкой трещин, следим за добросовестностью исполняющих дорожные работы компаний, и если нас не устраивает качество, расторгаем с ними договор», - поделился секретом замдиректора МУ "Департамент ЖКХ Пензы" Денис Брюханков.

Чиновники, ссылаясь на недостаток финансирования, очень рассчитывают на воссоздание дорожных фондов, которые помогут собрать дополнительно уже в следующем году до 1,5 млрд руб. Полученные средства планируют направить на проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт и содержание автодорог. Однако превратятся ли "проекты" в реальность станет известно как минимум года через два. А до этого — вози с собой запаску, товарищ водитель!

В настоящее время действует Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с пунктом 3.1.2. раздела 3 "Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов" предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В случае, если автомобиль пострадал от попадания в выбоину дороги необходимо сделать следующее:
Сообщить в полицию о ДТП. Дождаться наряда ДПС и все документально оформить: что повреждено, при каких обстоятельствах, указать свидетелей, если есть, и — главное - обязательно произвести замеры выбоины.
Дальше необходимо добиться от сотрудников ДПС справки о ДТП, в которой виновником ДТП будет указана организация, в ведении которой находится соответствующий участок автомобильной дороги. Или на крайний случай причина ДТП — неисправности дорожного полотна. Дальше производится независимая оценка ущерба и направляется претензия в эксплуатирующую организацию. В случае отказа в возмещении ущерба или отсутствия ответа - обращаемся в суд.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-04-14/156.html