ФОКУС ГОРОДА 07:20, 09.03.2011

Разводка от государства. Без жилищных иллюзий

Без иллюзий
Когда в России завершилась реализация приоритетных национальных проектов? Несколько человек, которым я задала этот вопрос, испытали некоторое замешательство. Не удивительно, ведь сообщения о нацпроектах практически исчезли из информационного пространства - функцию некоего пунктира в новостных лентах теперь занимает модернизация. Если старт приоритетных национальных проектов напоминал стройный парад бюджетных щедрот, то финал выглядит рваным и невнятным, так как лишен общих итогов. Условной датой завершения проектов, наверное, можно считать осень 2008 года, когда премьер Владимир Путин объявил задачу переквалифицировать нацпроекты в госпрограммы. На сайте "Приоритетные национальные проекты" перечень новостей был закрыт в конце декабря 2008 года. В разделе "ход реализации" последние сообщения датированы апрелем-маем 2009 года (проекты "Здоровье", "Образование", "Жилье") и декабрем 2008 года (проект "Развитие АПК"). Однако, говорить о завершении работы этого квартета неправильно. Не все преобразования, начатые в рамках проекта, доведены до цели. Да и на сайте можно обнаружить кое-какие признаки жизни. Например, в разделе "Жилище" появилась информация о продлении подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Предыдущая подпрограмма действовала с 2002 по 2010 год. Новая рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Ее содержание расскажет о многом. О том, что нацпроекты отработали свой пиар-ресурс и поэтому перестали быть приоритетными, об отношении государства к взятым обязательствам и об отношении того же государства к рядовым, в частности молодым гражданам. В данном случае продемонстрирован весьма эффективный способ избавления от иллюзий на первых этапах жизненного пути.

Самый острый вопрос
Итак, очередная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" не дублирует свою предшественницу. В части условий участия в подпрограмме все осталось по-прежнему. На получение субсидии может претендовать полная или неполная семья, возраст ее членов не должен превышать 35-ти лет, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но при этом быть настолько обеспеченной, чтобы оплатить основную часть стоимости новой квартиры или дома, либо взять кредит.
Изменения внесены в части размера социальной выплаты и способов использования субсидии. Естественно, размер уменьшен - семьи с 1-м и более ребенком могут рассчитывать на выплату в размере 35% от стоимости жилья (было 40%), семьи без ребенка — на 30% (ранее - 35%).

Но главное изменение заключается в перечне способов использования соцвыплат. Новый документ не предполагает получение субсидии для погашения основной суммы долга по жилищному кредиту. То есть участники программы, как и ранее, могут надеяться на получение субсидии для оплаты цены договора купли-продажи жилья или для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального дома, или для осуществления последнего паевого взноса, если семья состоит в жилищном кооперативе, наконец, для оплаты первоначального взноса. Но использовать субсидию для погашения кредита, участники новой подпрограммы теперь возможности не имеют. А именно с этой целью основная часть молодых людей вступала в программу. И востребованной она стала, по мнению наблюдателей, именно во время кредитного бума. Очевидно, что последствия кризиса не сильно повлияли на число желающих участвовать в программе. В комитете по управлению имуществом Саратова сообщили, что получить субсидии в 2011 году желают 504 молодые семьи. Из них больше половины семей с расчетом на государственную помощь уже взяли кредит. То есть до недавнего времени надеялись с помощью субсидии сократить долг, следовательно уменьшить процентные выплаты.

Это самый острый вопрос. Возможно, в подпрограмму будут внесены изменения и в перечень возможных направлений будет внесена оплата жилищного кредита. Во всяком случае, мы письмо с таким предложением отправили в федеральное министерство регионального развития. Жалко людей. Сегодняшняя ситуация такова, что можно ожидать обострения социальной обстановки.
При этом комментарий представителя минстроя выглядит наиболее оптимистичным. В администрации Саратова подчеркивают, что вопросы о продолжении участия молодых семей в подпрограмме 2011-15 касается не только тех, кто приобрел новое жилье в кредит. Необходимо решение по всем участникам подпрограммы 2002-10, но никаких нормативных оснований для этого нет.
Процедура получения субсидии на погашение банковского займа была удобной и простой и для молодых семей, и для нас. Ведь в том случае, когда субсидия направляется на часть оплаты договора купли-продажи, молодые люди торопятся с выбором оптимального варианта. Часто не хватает собственных средств, или не совсем устраивает жилье, но сроки поджимают. А потом очередь на выплату субсидий большая, люди по 3 года ждут. Есть семьи, которым с 2008 года не выдали свидетельств.


Некая перерегистрация
Юрист компании «ЮРКОМ» Дмитрий Храмов комментирует: "Четкого ответа на вопрос об участии молодых семей в новой программе законодательные акты не дают. Представляется, что в данном случае молодые семьи, которые вступили в старую подпрограмму смогут продолжать участие в новой, поскольку ими критерии отнесения семьи к молодой и нуждающейся не изменены. Если же молодая семья намеревалась использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга по ипотечному кредиту, то полагаем, что в таком случае она продолжит участие, но с использованием социальной выплаты только теми способами, которые предусмотрены новой программой. Таким образом, в данном случае молодая семья уже не сможет воспользоваться правом использования социальной выплаты для погашения долга по ипотечному кредиту".

В областном министерстве строительства в качестве выхода из ситуации говорят о некой перерегистрации. «Нам администрации каждый год подают списки людей, которые изъявили участие вступить в программу. Так, в 2010 году были сформированы списки участников на 2011 год. А на 2012 год будут подаваться списки тех, кто пойдет некую перерегистрацию и станет участником программы на 2011-15 годы".

И в администрации Саратова предполагают, что будет издан нормативный акт, который позволит перевести участников из одной программы в другую. Но опять же, перевод касается только тех семей, которые не планировали делать банковский займ и не взяли жилищные кредиты.


Очередь и очередники
Есть смысл упомянуть и других изменениях в программе. Так, новый документ дает возможность молодым семья использовать субсидию на приобретение жилья на первичном рынке, то есть в строящемся доме. Раньше такого пункта не было. Расчеты с этом случае будут производится через организацию-посредника. Судя по всему, организация будет проходить предварительный конкурсный отбор.

Изменились пропорции в объемах финансирования между федеральным и областным бюджетами. В частности, уменьшилась федеральная доля и увеличилась региональная.
Вообще, есть сведения, что число выданных субсидий с каждым годом уменьшается. В прошлом году выплаты получили 38 семей. В предыдущие годы этот показатель вырастал до отметки 80-100.

Известно, что в области число желающих получить субсидии равняется 3 000. В 2010 году очередь продвинулась на 264 пункта.

Дмитрий Храмов подводит итог: "Данное обстоятельство ущемляет законные интересы граждан, которые ранее вступили в программу с намерением погасить долг по ипотечному кредиту за счёт социальной выплаты. Поднятая проблема коснулась жителей всех регионов Российской Федерации.
Полагаем, что для восстановления прав данных лиц необходимо вносить изменения в новую программу. Для этого важно воздействовать на государственную власть, используя различные институты гражданского общества. Необходимо направлять письменные обращения в высшие органы государственной власти, использовать средства массовой информации, интернет, ресурсы Общественной палаты РФ и т.д. Решить эту проблему можно только совместными усилиями всех пострадавших граждан".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-03-09/106.html