ФОКУС ГОРОДА 13:09, 16.02.2011

Стандарты человека будущего. Ларек с формулами

"Ребенка обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка и не для того чтобы были соблюдены приличия, но для того чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы он украсил себя изнутри". Это мы с Монтенем так думаем. Между прочим, чувак родился раньше Шекспира. То есть прошло почти полтысячелетия, а ничего не изменилось. Ведь и сегодня говорят: без высшего образования тебя никуда не возьмут, учи английский язык – это поможет тебе устроиться на работу. Про то, что инглиш украсит тебя изнутри, забывают напрочь.
Оживленная дискуссия развернулась в отношении проекта нового закона «Об образовании». Еще более жаркие споры идут по поводу федеральных образовательных стандартов. Даже Путин высказался, как Гиппократ. Мол, не навредить бы. А то в старших классах предлагают к обязательному изучению только физкультуру, ОБЖ и нечто аморфное под названием "Россия в современном мире". Степень глубины познания остальных дисциплин ученик должен выбрать сам. Набор, весьма показательный. Выпускник должен быть крепким физически, знать, куда бежать при пожаре, и быть убежденным в том, что Россия – это круто, но у нее много внешних врагов.

Любопытно, что при поднявшемся и легко объяснимом вое противников такой системы (ректор СГТУ Игорь Плеве назвал разработчиков стандартов "людьми, близкими к преступникам"), по большому счету, именно по этой методе и готовится большинство старшеклассников. Держа в уме те результаты ЕГЭ, которые понадобятся им при штурме конкретного вуза. Химия, физика, биология и прочие науки при нынешнем уровне преподавания в школе даже при наличии железных пятерок по данным предметам не гарантируют поступления в наиболее престижные университеты. Потому родители нанимают репетиторов, собственно тут и начинается углубленное изучение предмета.

Что там, кстати, пишут? Каковы предлагаемые стандарты? Каким ученые от образования видят человека будущего? Язык циркуляров, как водится, незатейлив, но способен заворожить. Красиво формулируют черти! Вот, например, что написано о физкультуре. В результате освоения предмета на базовом уровне ученик должен знать "роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека". Еще? "Уметь применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости, демонстрировать здоровый образ жизни".

Прошедшие курс "Природоведение" должен уметь ориентироваться на местности, определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды, измерять рост, температуру и массу тела, адаптироваться к особенностям природы своей местности. Получивший пятерку по географии должен знать, "как пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности". Отличник ОБЖ обязан уметь "подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде".

Стандарты хороши. Фигура человека двадцать первого века грандиозна. Он может спать на снегу, параллельно измеряя свой рост и релаксируя. Он способен добыть огонь и пищу, и все это с помощью флюгера. Найдет Большую медведицу, перемножит семь на девять, расскажет по памяти "Кому на Руси жить хорошо". Вот только покамест все школьные преобразования не приводили к резкому росту прекрасных людей, обладающих великолепными торсами и мыслями. Но если не верить в лучшее, то стоит ли вообще браться за дело?

Монтень, правда, словно предвидя введение стандартов обучения, сказал следующее: "Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания". То есть весьма не глупый человек наоборот предлагает не ребенка под программу подгонять, а искать подходы к каждому конкретному дитяте. Но это, по нынешним временам, непозволительная роскошь. Сколько часов придется ухлопать на то, чтобы каждому оболтусу объяснить, как решаются квадратные уравнения или как важно читать хорошие книги. Портфолио писать некогда будет!

Много говорят об оборотнях в погонах, и почему-то никогда не предостерегают от опасности, исходящей от оборотней с указкой. Хотя хапуг, негодяев и законченных подонков среди педагогов ничуть не меньше, чем в правоохранительных органах. Хорошо помню, как классная руководительница нашего старшего 1 сентября позвонила моей жене и сладким голосом сообщила, что выгнала парня с урока. За то, что отказался заправить кофту в джинсы. Очень гордилась собой, между прочим. Вот как бы от таких дурищ избавить наше образование? Где федеральные стандарты, в которых было бы записано, что учитель не должен быть идиотом? Нет таких стандартов. Есть ориентиры, причем весьма сомнительные.

Нынешняя реформа образования, как и все предыдущие, педагогов никак не задевает. Только в том, что касается увеличения зарплаты и способов достижения оного. Но так называемые стимулирующие выплаты в большей степени стимулируют не креативные способности педагога, а готовность подсидеть коллегу и умение пускать пыль в глаза. Поэтому троечника не подтягивают после занятий, а старательно выжимают из класса и школы. Он им не нужен, ибо портит успеваемость и прочие показатели. А с каким иезуитством способны издеваться преподаватели над учеником, вы и сами знаете.
Не хочу сказать, что в современной школе совсем нет талантливых педагогов, любящих свою профессию и детей. Они есть. Но уживаться с молодыми, зубастыми коллегами им все труднее. На последнем заседании областного правительства бойкая учителка ругала родителей за то, что те требуют от образовательных учреждений не только знаний, но и воспитания их детей. Нет, товарищи, школа сегодня – это ларек, где отоваривают древними формулами и свежими стандартами. В общем, устарел Монтень с его занудством. "Наставником должен быть человек скорее с ясной, чем напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такого, который обладал бы и тем, и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености".

Не знал мыслитель, что в третьем тысячелетии образовательная наука шагнет так далеко, что добрые нравы и ум совершенно обесценятся, а на смену им придут умение скачивать рефераты и готовить презентации. Где вы, отличники ОБЖ? Почему не подаете сигналы бедствия?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-02-16/70.html