Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Дедушка Мороз! Де-душ-ка Мо-ро-о-з!

  • 11:17, 31 декабря 2010
  • Комментариев[0]
Дед Мороз, Санта Клаус, Рождественский дед (отец) – тот или иной сказочный персонаж, приходящий на Рождество и одаривающий детей подарками, существует, по-видимому, в каждой стране и каждой культуре мира. Как известно, живут Деды Морозы где-то на севере – один в Лапландии, другой на Северном полюсе, третий в Гренландии, и раз в год каждый из них совершает мировое турне с мешком подарков за плечами. Европейские Деды – самые старые – дарят детям подарки со времен средневековья; американский Санта – еще бодрый старичок – ему сейчас не больше 200 лет; один из самых молоденьких в мире – наш русский Дедушка – вряд ли ему есть хотя бы 150...
Дедушка Мороз!  Де-душ-ка Мо-ро-о-з!

Святой Николай
Предками Рождественского Деда в одних странах считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Но среди прообразов старца был и реальный человек. В IV веке городе Мира в Малой Азии (нынешней Турция) был епископом Николай, прославившийся своими благими делами и возведенный за это впоследствии в ранг святого.
Святой Николай (в русской традиции - Николай-чудотворец) считается покровителем невинных дев, моряков и детей. Особое почитание и широкая популярность в народе этого святого, а также рассказы Жития о заботливом отношении святого к детям и бедным, которым он втайне оказывал помощь, сделали его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. В его день, 6 (19) декабря, стало принято дарить детям подарки.
Обычай этот впервые возник в Голландии приблизительно в XIV веке. В то время Николин день с необыкновенной пышностью отмечался в небольшом городке Маастрихт. Святитель приезжал туда на корабле из "теплых стран", въезжал в город на коне в сопровождении слуг-негритят, в красном облачении католического епископа, с епископским посохом. В память же необыкновенного милосердия святителя, и в воспоминание о том, как он при жизни иногда тайно подбрасывал в окна бедняцких домов небольшие мешочки золота, появился обычай тайно делать детям подарки. Правда, история эта несколько видоизменилась в Европе. Считалось, что Святой Николай подбрасывал золото не через окно, а через печную трубу. Поэтому дети стали на ночь ставить свои башмачки или вешать чулки у каминов.
Со временем обычай дарить детям подарки сместился во времени – это стало происходить не на Николин день, а на Рождество. Окончательно эта традиция утвердилась в Европе только в XIX веке, да и то во многих европейских странах (в первую очередь, в Голландии, Германии) по-прежнему в обязательном порядке стараются сделать подарки детям 6-го декабря, на Nikholaus. Правда, в Рождество дети не отказываются и от подарков американского Санты, ставшего популярным в Европе после II мировой войны.

Санта Клаус
Самым популярным среди «Святых Николаев», благодаря повсеместному распространению американского образа жизни, стал именно американский Святой Николай - то есть Санта Клаус.
Его появлению американцы обязаны голландской традиции праздновать Николин день: уже в XVII веке Святой Николай, вместе с голландскими поселенцами, появился в Америке, в Новом Амстердаме (впоследствии ставшим Нью-Йорком). Долгое время традиция его почитания была распространена только в голландской среде, однако постепенно она распространилась и среди англичан. Одно из самых первых упоминаний о Святом Николае именно как о Санта Клаусе встречается в книге Вашингтона Ирвинга "The History of New York" (1809 г.), где указывается, что англичане, жившие тогда в Нью-Йорке (Нью-Амстердаме), переиначивают голландское Sinter Klaas (Святой Николай) как Santa Сlause.
Словесный портрет Санты появился в декабре 1822 года – его создал некий преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур в своей поэме "Приход Святого Николая" ("A Visit from Saint Nicholas"), больше известной как "The Night before Christmas"). Дата публикации поэмы и считается днем рождения Санты. Санта Клауса Мура - это веселый эльф с круглым брюшком, живущий в Лапландии. В поэме есть и волшебная рождественская ночь, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками. К.К.Мур придумал и способ попадания Санта Клауса в дом - через дымоход.
В 1860 году карикатурист Томас Наст впервые нарисовал Санту: персонаж получился довольно упитанным, бородатым, в очках, в шутовском красном колпаке и с трубкой в зубах. В течение 24 лет Томас Наст рисовал Санта Клауса для обложки популярного журнала "Harper's Weekly". Обложки пользовались невероятной популярностью.
У Санта Клауса Томаса Наста оказался один недостаток - он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке пожаловал издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии, а в 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был изображен Санта Клаус в красном костюме.
Казалось, к образу Санты уже нечего было добавить. Но в 1930 году Coca-Cola придумала способ напоминать покупателям о своей продукции не только летом, но и зимой. Казалось бы, что общего у газировки с Рождеством? Оказывается, цвета: красно-белые этикетки напитка призваны были ассоциироваться с костюмом Санты. Итак, в 1930 году художник Хэддон Сандблом приступил к работе: в течение 30-ти лет он создавал к каждому Рождеству нового Санта Клауса. Кроме бутылки «Кока-Колы», ничего нового в образ Санты широкая рекламная кампания не внесла. Однако она значительно популяризовала его.

Дед Мороз
У нас новогоднего деда зовут Дедом Морозом, и к Святому Николаю он прямого отношения не имеет.
Дед Мороз вовсе не является традиционным и обязательным персонажем празднования Рождества в России (а тем более, Нового года). Это новый (один из новейших в Европе), наполовину литературный, как и Санта Клаус, наполовину заимствованный из Европы персонаж, возраст которого в настоящее время не насчитывает и 150-ти лет.
Попытки представить современного Деда Мороза в качестве древнейшего образа славянского фольклора, известного на Руси уже не одну тысячу лет, кажутся надуманными. Например, в русском народном обряде и в русских сказках фигурировали такие персонажи, как Карачун, Трескун, Студенец, Зимник, Морозко, Мороз Иваныч – их действительно боялись и чтили не одну тысячу лет (особенно в крестьянской среде), равно как и задабривали различными жертвами и старались уважить всеми возможными способами... Оно и понятно, с морозом-то шутки плохи.
Однако к празднованию Рождества, елке и подаркам Морозки и Морозы Иванычи отношения никогда не имели: если в Европе традиция украшать елку и дарить детям подарки от имени Рождественского Деда зародилась еще в Средние века, то на Руси и сама елка официально стала атрибутом праздника только после специального указа Петра I, а реально прижилась лишь в дворянской среде к концу XVIII века (русское же крестьянство этот обычай так и не переняло).
Что касается литературных источников национальной самобытности русского Деда Мороза, то они очевидны: пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса" и т.д. Литературный образ в основных своих чертах сложился в конце XIX - начале XX в.в. До этого времени такого привычного нам, «исконно» русского Деда Мороза обнаружить не удается.
Именно в конце XIX века в городской среде возник мифологический персонаж, «заведующий» рождественской елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. Появление на свет русского Деда Мороза – результат поиска ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?
Первоначально этот персонаж выступал под разными именами: старый Рупрехт (единичные случаи, указывающие на немецкую традицию); Святой Николай или Дедушка Николай (вариант не прижился: в России Николай-чудотворец в роли дарителя никогда не выступал); Санта Клаус (только при изображении западных елок); просто старик, живущий зимой в лесу; добрый Морозко…
В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.
К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он был и игрушкой на елке, и главной фигурой, стоящей под елкой, и рекламной куклой в витринах, и персонажем детской литературы, и маскарадной маской, и «ведущим» на елке, дарителем елки и подарков. Кстати, уже в это время появился миф об «исконности», древности и более чем тысячелетней истории образа Деда Мороза.
После революции, а именно в середине 20-х годов, в СССР началась антирелигиозная кампания. Дед Мороз попал под запрет заодно с Рождеством: ведь он был религиозным, рождественским персонажем, а вовсе не «светским», новогодним – каким мы его привыкли считать сейчас.
Впрочем, ненадолго. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья секретаря ЦК КПСС П. Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах...».
Следом за статьей вышло и постановление ВЛКСМ, разрешающее публичное официальное празднование Нового года, и призывающее на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось, разумеется, не к Рождеству, а к Новому году.
Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов.
Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в своих правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг-рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии (первые развернутые сценарии 1950-х принадлежали перу таких «асов», как Лев Кассиль и Сергей Михалков), что, в конце концов, и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.
Современный образ Деда Мороза, то есть того новогоднего персонажа, к которому мы привыкли с детства и который подсознательно воспринимаем как «исконный» и «древнерусский», на самом деле сформировался в советские годы советскими художниками и кинематографистами - в пику дореволюционному рождественскому Деду Морозу, а также американскому Санте, проникшему после второй мировой войны в Европу.

Снегурочка
Снегурочка пришла из русского фольклора; этот образ известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке, которая летом идет с подружками в лес по ягоды и тает, прыгая через костер. Когда в конце ХIХ - начале ХХ века педагоги и методисты разрабатывали сценарии детского праздника рождественской елки, в него попали и персонажи народной сказки о Снегурке (сама Снегурочка, превратившаяся во внучку Деда Мороза, Зима, Метель, Снежинки и т.д.).
Впрочем, если образ Деда Мороза успел оформиться в мифологический персонаж и войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники - дарители елок и подарков (Святой Николай, Санта Клаус, Father Christmas, P?re No?l и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре.
Уже до революции Снегурочка была представлена на елках достаточно широко: куклы Снегурочки вешались на елку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, о Снегурочке декламировались стихотворения, она являлась главным персонажем инсценировок народной сказки. Но в роли ведущей на празднике елки Снегурочка в эти годы никогда не выступала.
И только в посвященных устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения елки в 1936 году, Снегурочка начала фигурировать на равных правах с Дедом Морозом, став его помощницей и посредницей между ним и детьми.

Деды разные важны
В каждой стране есть свои «Деды Морозы»; прообразом большинства из них (по крайней мере, европейских) считается все тот же Святой Николай.
Например, в Голландии дети ожидают подарков, прежде всего, не на Рождество, а 6 декабря – на Николин день. Подарки дарит никто иной, как Синтер Клаас (Sinter Klaas) – то есть сам Святой Николай, который приплывает из теплых стран на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. Именно в начале декабря в голландских семьях принято наряжать елку, которая обычно стоит украшенной до Рождества, а накануне Нового года уже выбрасывается.
В некоторых частях Франции рождественские праздники также начинаются 6 декабря - в день Святого Николая. Именно в этот день французский Рождественский Дед - Пэр Ноэль (P?re No?l, что можно дословно перевести как «Отец Рождество») - приносит хорошим и прилежным детям подарки. Компаньоном Пэра Ноэля является Пэр Фуетар (P?re Fouettard) - дед с розгами, который напоминает Пэру Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года, и чего он заслуживает больше - подарков или шлепанья.
В Англии рождественский персонаж именуется Father Christmas («Отец Рождество»). Он носит мантию, украшенную плющом, и имеет прут-хлыст, чтобы наказывать детей, которые плохо себя вели, а также мешок с игрушками для тех, кто вел себя хорошо. Но для того, чтобы получить от английского Рождественского Деда подарок, недостаточно весь год быть паинькой. Необходимо также написать ему письмо с перечислением желаемого и бросить в огонь. Дым из трубы доставит список прямо по назначению.
Финского Рождественского деда зовут Йоулупукки (Йоулу – Рождество, пукки – козел): раньше он носил не шубу, а козлиную шкуру, и подарки развозил тоже на козлике. Современный же образ Йоулупукки во многом заимствован у американского Санта Клауса – например, в настоящее время он оставил своего козлика и пересел в сани, запряженные восьмеркой оленей. Йоулупукки живет на горе Корватунтури, на самой границе с Россией. Ее название переводится как «гора-ухо» (по форме она действительно напоминает заячьи уши). Благодаря этим ушам Йоулупукки слышит желания всех детей.
В Швеции два Рождественских Деда: сутуловатый дед с шишковатым носом - Йолотомтен, и карлик Юлниссаар. И тот, и другой в канун Рождества ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
Ежишек – самый скромный Дед – живет в Словакии. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо, по этой причине о его внешности ничего не известно.
Его чешский коллега – Микулаш (чешский Святой Николай) - внешне похож на российского Деда Мороза, только сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Послушным детям Микулаш дарит сладости, а хулиганам и бездельникам подбрасывает в «рождественский сапог» картофелины или куски угля. Приходит в ночь на 6 декабря, накануне дня Святого Николая.
Китайцы называют своего «Деда Мороза» Шэн Дань Лаожэнь, японцы – Сегацу-сан , колумбийцы – Папа Паскуаль, румыны – Мош Джерилэ.
Даже в мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом, и зеленый халат, на котором вышиты цветы.

Деды Морозы против Санта Клауса
Не секрет, что в последнее время во всем мире национальные Рождественские Деды все больше и больше заимствуют черты американского Санта Клауса. В Европе такая ситуация с некоторых пор вызывает массу протестов, во многих европейских странах даже разворачиваются кампании «против Санты».
Католическая церковь, например, говорит о коммерциализации Рождества и замене младенца Иисуса на белобородого гнома, в котором мало что осталось от облика Святого Николая - он превратился в рекламный бренд сначала компании Coca-Cola, а теперь и всего праздника. «Церковь вовсе не против того, чтобы люди покупали подарки, но подарок не должен подменить собой нашу любовь друг к другу, и именно любовь - сущность этого празднества. Давайте не допустим, чтобы у нас украли Христа» - все чаще заявляют католики и протестанты многих стран мира.
В России в этом отношении ситуация выглядит более благоприятной. Еще в советское время, после перехода на новый календарный стиль верующие стали праздновать Рождество после Нового Года, а не наоборот (как это происходит на Западе), да и Дед Мороз после своей реабилитации в 1937 году превратился из персонажа рождественского в персонаж сугубо новогодний. 1 января россияне отмечают языческий праздник – Новый год, и дарят детям подарки от имени сказочного языческого персонажа – Деда Мороза, а 7 января православные празднуют христианский праздник – Рождество Христово, в котором Дед Мороз никакого участия не принимает.
Итак, Дед Мороз не пытается заменить собой Христа, а вот повсеместная замена самого Деда Мороза на Санта Клауса – это действительно самое распространенное в последнее время явление. Дед Мороз все реже встречается в поздравительных открытках, игрушках, гигантская армия Санта Клаусов китайского производства ежегодно заполняет магазины перед новогодними праздниками, с новогодних плакатов, открыток и даже рекламных роликов нам улыбаются красно-белые Санты, а песенку "Jingle Bells" можно сейчас услышать чаще, чем "В лесу родилась елочка".
Кажется, и россиянам тоже пора объявлять повсеместную кампанию против Санты под лозунгом «Давайте не допустим, чтобы у нас украли Деда Мороза»?

Автор: Оксана Нестерова
Похожие материалы
  • 28.12.2021, 13:51 Семейный показ. Как провести новогодние каникулы интересно с Wink

    Новогодние праздники - время, когда можно отключиться от повседневной суеты и посвятить больше времени семье, любимым делам и увлечениям. Например, пересмотреть старые фильмы или наконец-то увидеть кино, которое давно откладывал. В этом может помочь видеосервис Wink, тем более что на нем как раз сейчас проходит новогодняя акция, которая продлится до 31 января 2022 года. За каждые три полностью просмотренных фильма вы получите один платный в подарок! А чтобы не мучиться с выбором, держите подборку на каждый день каникул.

  • 16.03.2018, 15:30 СМИ: Россияне распродают подарки, полученные 23 февраля и 8 Марта Жители России продают в интернете подарки, которые они получили на 23 февраля и 8 Марта. Они предлагают средства для красоты, товары для дома и дачи, бытовую технику.
  • 31.12.2017, 00:00 Новогодние игры и конкурсы. "Собаки" против "курочек" Как выглядит идеальная новогодняя ночь? Ярко. Бенгальские огни, елочные гирлянды, костюмы Деда Мороза и Снегурочки... Шумно. Открывается шампанское, звучат тосты, песни... А еще хлопотно и вкусно. И, конечно, весело. Для того, чтобы с удовольствием вспоминать любимый праздник, предлагаем несколько конкурсов и игр, которые не требуют большой подготовки, но улучшают настроение ... на целый год.
  • 23.11.2017, 12:54 Эксперт: В России нельзя сокращать новогодние каникулы Проректор Академии труда и социального развития Александр Сафонов заявил, что в России нельзя сокращать новогодние каникулы и дни отдыха, приуроченные к другим праздникам. Главной причиной он называет тот факт, что россияне являются одной из самых работающих наций в мире.
  • 13.11.2017, 14:44 Новогодняя ночь-2018. В сочинском отеле - 5 тыс. руб., в московском - 5,9 тыс. руб. Эксперты туристического рынка назвали Топ-10 самых популярных российских городов для бронирования жилья в период новогодних каникул.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 декабря 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x