ФОКУС ГОРОДА 09:54, 30.12.2010

Искусство мультипликации

Изобретение мультипликации
Столетие мультипликации отмечалось в 1977 году, на родине рисованного фильма - во Франции, в городе Аннеси, где раз в два года проходит один из крупнейших мультипликационных фестивалей мира. Отсчет времени ведется с момента изобретения аппарата, способного «одушевлять» рисунки. 20 июля 1877 года талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно продемонстрировал сконструированный им аппарат -праксиноскоп – нечто вроде механической игрушки с лентой, испещренной картинками, и вращающимся зеркальным барабаном. Спустя месяц с небольшим изобретателю был выдан официальный патент.
В дальнейшем Эмиль Рейно усовершенствовал свой аппарат. Рисованные пантомимы, длившиеся от семи до пятнадцати минут, были не только раскрашены от руки, но и имели, хотя и примитивное, приспособление для синхронизации звука и изображения.

Как делаются мультфильмы
С точки зрения технологии процесс выглядит так: на каждом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду.
Создание мультипликации – довольно длительный и трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами: каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене.
Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. Затем оператор покадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.
Есть и другая техники создания мультфильмов. Например, кукольная мультипликация создается так: кукла располагается перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Этот тип анимации возник в России, где В.А.Старевич начал делать кукольные фильмы еще в 1911.
В компьютерной мультипликации (появилась в 70-е годы) после того, как нарисованы основные позы, автоматически рассчитываются промежуточные положения героев.
В электронной мультипликации на компьютере мультфильм создается весь целиком (в качестве примера можно вспомнить «Шрек», «Ледниковый период» и другие мультфильмы, пользовавшиеся огромной популярностью).
Популярна и flash-анимация – мультфильмы, создающиеся с помощью специализированной программы Macromedia Flash. Эту программу легко настраивать и использовать (изображение подразделяется на доли, и при внесении изменений они появляются сразу во всем мультфильме), что и обуславливает ее популярность, а также количество flash-мультфильмов в Сети. Один из популярнейших «представителей вида» в нашей стране - Масяня.

Первопроходец Уолт Дисней
Система производства мультипликационных фильмов, опиравшаяся на четкое разделение труда, начала формироваться уже давно – примерно в 1915-1916 г.г. Именно в это время стали появляться первые технологически оснащенные студии, на каждой из которых работал штат профессионалов.
В 1921 г. на небольшой студии в Канзас-сити в качестве автора мультипликационных фильмов дебютировал человек, который внес огромный вклад в развитие мультипликации во всем мире и определил основные этапы этого развития - Уолт Дисней. Совместно с группой начинающих аниматоров Дисней изготавливал на заказ короткие фильмы - так называемые "Смехограммы" (Laughgrams), которые демонстрировались в кино перед игровыми картинами.
В дальнейшем Дисней переехал в Лос-Анджелес, где вместе с братом основал киностудию. На протяжении нескольких десятилетий Уолт Дисней был некоронованным королем мультипликации. Дисней не боялся экспериментировать, и именно благодаря его находкам процесс производства мультфильма постепенно приобрел многие современные черты.
Студия Уолта Диснея оказала огромное влияние на всю мировую «мультиндустрию». Это влияние проявляло себя и в организации производства мультфильмов, и в регулярных технических нововведениях (например, в области цвета и звука, применения камер «глубинной перспективы» и др.), и в проработке сценария мультфильма и характеров героев.
Именно Дисней первым подумал и о необходимости продвижения мультфильмов и их рекламе, а также использовал их популярность для торговли разными мелочами - журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.
Наконец, именно Диснею мы обязаны существованием полнометражных мультфильмов. До 1937 года, когда на экраны вышла диснеевская «Белоснежка и семь гномов», производились только короткие «мультики» – считалось, что малыш не в состоянии длительно интересоваться одним предметом, и полнометражная версия определялась заранее провальной. После выхода на экран «Белоснежки», которая, кстати, принесла автору огромную прибыль, полнометражные мультфильмы стали выпускаться во всем мире - в том числе, в Советском Союзе.

Советская мультипликация
Первым «мультипликатором» в России принято считать В. Старевича. Старевич был биологом, и однажды (а именно, в 1912 году) он задумал снять образовательный фильм о брачных играх насекомых. Во время съемок он столкнулся с проблемой – когда он устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда для того, чтобы окончить фильм, биолог изготовил чучела жуков, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эта картина стала первым кукольным мультфильмом.
Впоследствии Старевич сделал еще несколько подобных фильмов из жизни насекомых – но теперь он использовал настоящие сценарии, с любовными перипетиями главных героев и т.д.). Фильмы пользовались бешеной популярностью у зрителей – многие не понимали, как делалась картина, и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.
В послереволюционное время правительство СССР использовало мультипликацию для создания агитационных роликов. Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет; и по времени это почти совпало с появлением звука в кинематографии - для мультипликации открылись новые пути.
В 30-е годы мастера мультипликации в нашей стране добились значительных успехов. В этот период на экран вышли первые звуковые мультфильмы: "Почта" (1930 г.), "Улица поперек", "Сказка про белого бычка" (1931-1933 г.г.).
В 1932-1935 гг. значительно увеличилась производственная база отечественной мультипликации, а в 1936 г. в Москве была создана студия рисованных фильмов "Союзмультфильм" (первоначально – «Союздетмультфильм»), которая объединила в себе главные коллективы рисованного фильма Москвы. Студии была оснащена по последнему слову техники, и у советских мультипликаторов появилась возможность воспроизводить почти весь процесс, по которому работал Уолт Дисней.
Значительный подъем советской мультипликации относится к послевоенному времени. Именно в этот период в СССР стали выпускать полнометражные мультфильмы (один из первых – «Конек-Горбунок»). В скором времени советские «мультики» вышли и на мировую арену.
Вообще, советская мультипликация – это одно из тех немногих наследий Союза, которое мы сейчас можем смело считать предметом нашей гордости. Мультфильмы в советское время были по-настоящему детскими и добрыми, но в то же время осмысленными и нередко поучительными, призванными воспитать у маленького человечка те или иные положительные качества. Признают это, кстати, не только бывшие советские дети, выросшие на наших «мультиках», и не только их дети, с удовольствием смотрящие эти мультфильмы сегодня – но и специалисты-мультипликаторы мирового уровня.
Например, в мае 2003 года устроители "Мультипликационного фестиваля Лапута" присудили пальму абсолютного первенства среди мультфильмов всех времен и народов "Ежику в тумане" Юрия Норштейна. Оргкомитет фестиваля обращался с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
На второе место в этом списке специалисты поставили еще один мультфильм Норштейна - "Сказка сказок".
В списке фигурируют, кроме того, еще целый ряд мультфильмов, созданных в России и СССР. Среди них: «Снежная королева» (1957 г., 17-е место), «Чебурашка» (1971 г., 42-е место), «Старик и море» (1999 г., 45-е место), «Цапля и журавль» (1974 г., 52-е место), «Жил-был пес» (1982 г., 65 место), «Лиса и заяц» (1973 г., 70-е место), заставка к «Спокойной ночи, малыши» (2000 г., 81 место), «Шинель» (92 место, не закончен), «Конек-горбунок» (1947 г., 95 место), «Варежка» (1967 г., 99 место), «Корова» (1989 г., 103 место), «Каникулы Бонифация» (1965 г., 149 место).
Итого 14 (!) наших мультфильмов.
Все-таки приятно, что нам есть чем гордиться.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2010-12-30/48.html