ФОКУС ГОРОДА 11:41, 25.02.2015

Блоги. Алиса в закулисье

Примечательно, что для близкого знакомства с куклами прибыли в основном журналисты женского пола. Возможно, не последней причиной этого является то, что еще в младенчестве на мальчиков кричат "Ты что, это же для девчонок", а потом у нас вырастают миллионы детей, воспитанных однополой семьей – мамой и бабушкой. Кстати, театр в воспитании подрастающего поколения играет не последнюю роль. Директор "Теремка" Александр Удалов рассказал, что ученые давно доказали: дети, которые с раннего возраста приобщаются к театру, умнее своих "неокультуренных" сверстников.

Современные тенденции при этом неутешительны: детей стали меньше водить в театр. На продаже билетов это не сказывается – нежелание приходить на спектакль одних семей компенсируется стремлением других приходить на одно и то же представление по 3-4 раза. При этом Удалов отметил, что основная публика театра – дети с годами не изменились, поменялись родители: "Они стали инертнее. Ведь поход в театр – это труд. Купить билеты, распланировать время, одеться, посмотреть спектакль, обсудить его…"

Для граждан средней ленивости театр предоставляет возможность посмотреть свои спектакли, не вставая с дивана. Точнее, оторваться от привычного лежбища все-таки придется, чтобы дойти до ближайшей библиотеки. В ней можно попросить диск с одним из представлений "Теремка", которые уже сняли с показа.

Впрочем, это не единственный пример использования новейших достижений в театре. "Мы внедряем технические новинки, конечно. В основном, это касается света и звука. Что касается самих историй, кукол, здесь мы довольно консервативны и придерживаемся той позиции, что дети должны думать, развивать фантазию", - рассказал Удалов.

Мы же начали развивать свою фантазию с бутафорского цеха. Он одновременно похож на рай для рукодельника и логово маньяка: среди тканей, клеев, картона обязательно встретится какая-то "расчлененка" - чьи-то руки, ноги, головы. По словам художника-скульптора Ольги Тарасовой, при наличие штатного художника в этом цехе может работать абсолютно любой человек. Сейчас в "Теремке" внештатно работают 3 художника из Саратова, Воронежа и Санкт-Петербурга, а потому некоторые задачи ложатся на плечи сотрудниц отдела, и грамотно решить их помогает художественное образование.

Куклы изготавливаются так же, как и годы назад. Головы, конечности кукол, да и детали декораций делаются в технике папье-маше из газет и упаковочной бумаги. То есть, конечно, все не так просто, как звучит: сначала художник лепит из специального пластилина заготовки голов, затем с помощью инструмента, напоминающего одновременно нунчаки и сырорезку, эти головы распиливаются пополам, на их основе делаются гипсовые заготовки, куда и укладываются слои бумаги.

Затем специалисты склеивают и "наждачат" эти головы и передают механику, которые снова эти головы разрежет, чтобы установить специальные механизмы. Впоследствии кукла еще неоднократно перекочует из цеха в цех, ведь она нуждается в одежде, обуви, волосах и макияже. В среднем один спектакль делается 3-4 месяца.

А затем куклы попадают в руки актеров. Руки эти должны быть ловкими и сильными, потому что случается, что кукла весит несколько килограммов, и все это надо держать на вытянутой руке… Или не на вытянутой, зависит от вида куклы. Знакомая нам с детства перчаточная кукла также именуется "петрушкой" - по имени героя, который первым выступал на городских площадях в таком виде. Актер театра "Теремок" Роман Сопко рассказал, что представление о том, что такая кукла управляется большим, указательным и средним пальцем, ошибочно: "Руками персонажа становятся большой палец и мизинец, указательный и безымянный образуют "плечики" персонажа, а между указательным с редним зажимается шток, на котором закреплена голова. Получается вот такая распальцовка (показывает), вроде как жест "Рок жив", только не совсем". Актер демонстрирует свою работу на ближайшем Чебурашке, и так и хочется в этого самого Чебурашку заглянуть, кажется, что у Романа там невиданным образом отрастают какие-то дополнительные пальцы. По крайней мере, у большинства журналистов, активно тренирующихся мастерить из собственной ладони плечики и ручки, мало что получается. По словам Романа, будущие актеры кукольных театров в течение первого года обучении отрабатывают пластику движений на "голой руке", и только на втором году берут в руки куклы.

Куклой более сложного устройства является тростевая. А если эти самые трости направлены не снизу вверх, а торчат из спины или мягкого места персонажа, то это уже планшетная кукла. Последними обычно управляют 2-3 человека. Наиболее сложная в управлении – марионетка.

"Наши куклы самые лучшие. Мы ездим на фестивали, гастроли и смотрим, кто чем располагает. Наши бутафоры – настоящие мастера, ничего подобного нигде больше нет", - рассказал Сопко. Директор театра Александр Удалов отметил, что "Теремок" может позволить себе участвовать только в крупных фестивалях: "Много где маленькие сцены и залы, и мы просто не получим возможности показать все, что мы сделали".

В общем, не повезло некоторым фестивалям. Зато в Саратове все эти спектакли можно посмотреть в одном из крупнейших кукольных театров России, так что самое время закрыть Интернет-страницу и отправиться за билетами, чтобы сделать умнее своих детей и про себя не забыть.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/natalya-kopylova/1933.html