Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блоги. "Мост имени Сталина" унес жизни 150 человек

  • 09:58, 26 апреля 2017
  • Комментариев[2]
"Фокус города" продолжает знакомить своих читателей с историей строительства железнодорожного моста через Волгу в районе Саратова. В первой части блога краевед-любитель Денис Жабкин рассказал об идее этого проекта, спорах, которые его сопровождали и серьезно затянули возведение моста.

Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван. Газета "Саратовский рабочий" от 12.01.1934 года писала о вопиющей организации строительства моста, о срыве сроков монтажа пролетных строений и сборке ферм. Согласно газетной публикации, строительством занималась организация "Стальмост", за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено.

13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. Из-за слабой стяжки болтов и

«из-за одностороннего поддомкрачивания металлического пролетного строения на временной опоре N3, вызвавших скручивание коробки нижнего пояса»
, мост буквально развалился на части.

Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами тающий лед. Спастись было трудно – лед не давал плыть и не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться на него из ледяной воды. Тогда в Волге утонуло около 150 человек.

Судебный процесс над обвиняемыми в инциденте, освещался местной прессой. 3 сентября 1934 года в статье "Виновники аварии на строительстве моста перед пролетарским судом" сообщалось, что на скамье подсудимых находятся бывший начальник строительства Дмитриев, главный инженер строительства Чубук, прораб Корецкий, замуправляющего трестом "Стальмост" по технической части Загребин и бригадир домкратных работ Сарычев. На суде было сказано, что о конструктивных дефектах временной опоры под четвертым пролетом моста, дающих непрерывную осадку, обвиняемым было известно. Но они продолжали вести работу по неверным расчетам. Наблюдение за пролетом было поручено слабо квалифицированному десятнику Сарычеву. В день аварии на стройке не было ни Сарычева, ни одного инженерно-технического работника.

После случившейся трагедии работали три особых комиссии, в результате чего ряд лиц из числа преподавателей и студентов Саратовского университета и автодорожного института, причастных к разработке проекта моста, были сурово наказаны. 21 человек из числа погибших были похоронены в братской могиле на Увекском кладбище. Памятником жертвам аварии послужили обломки рухнувшего моста. Надпись на нем гласит: "Память товарищам, погибшим на социалистическом фронте строительства моста". На устранение последствий аварий было потрачено столько же средств, сколько стоил проект моста – 40 миллионов рублей.

Одно из заблуждений, широко гуляющих в Интернете, говорит, что могилы рабочих дали начало Увекскому кладбищу. На самом же деле кладбище здесь появилось еще в 19 веке.

По окончанию строительства, 29 марта 1935 года на торжественном заседании президиума Саратовского Исполнительного Комитета и Городского Совета в театре им К.Маркса была избрана делегация для передачи рапорта об окончании строительства моста Народному комиссару Путей сообщения Кагановичу и Народному комиссару Обороны Ворошилову. Делегацию, прибывшую в Москву под руководством командира части N1058 В.И. Белова, 11-12 апреля 1935 года приветствовали и благодарили за работу начальник штаба РККА Буденный и Народный комиссар Каганович. Отличившиеся в строительстве моста бригады рабочих, выполнявших для своевременной сдачи моста в сложных зимних условиях по 200-400% от суточной нормы, были отмечены правительственными наградами и грамотами.

 Испытание моста проводилось 10-14 апреля 1935 года лучшим машинистом Рязано-Уральской железной дороги А.Ивановым, который провел первый поезд, состоящий из двух паровозов "Эхо" с полногрузными вагонами и цистернами по новой железной дороге Саратов-Анисовка.

18 апреля 1935 года в Саратов прибыла Правительственная комиссия по приему железнодорожного моста под председательством Н.Ф. Косореза для окончательного осмотра и оценки качества моста и подъездных путей к нему.

2 мая того же года первый товарный состав пересек Волгу по только что открытому железнодорожному мосту. На торжественной церемонии первый секретарь Саратовского обкома ВКП (б) А.И. Криницкий поздравил коллектив строителей и зачитал приказ о награждении особо отличившихся работников.

17 мая 1935 года мост длиной в 1730 м был принят в эксплуатацию. На тот момент – крупнейший в Европе. Это был второй мост в стране с бетонными опорами.

В связи с его открытием существовавшее с 1896 года паромное соединение Рязанско-Уральской железной дороги было ликвидировано. Интересно, что в 1930-е годы паром "Саратовская переправа" был переименован и получил имя "Иосиф Сталин".

Как важный стратегический объект, обеспечивающий связь заволжских районов, мост неоднократно подвергался бомбардировкам фашисткой авиацией летом 1942 и 1943 годов. Но ни одна бомба его не повредила – во многом благодаря героизму защищавших южную окраину города воинских формирований.

На одной из опор моста до сих пор сохранилась табличка "Мост имени Сталина", попасть к которой не так просто. Сооружение является режимным объектом и охраняется со всей присущей строгостью.

В настоящее время железнодорожный мост продолжает исправно пропускать пассажирские и грузовые составы – по несколько десятков в сутки. Он является одним из самых протяженных на Волге и крупнейшим из инженерных сооружений в Европе. После проведения мероприятий по усилению грузоподъемности по нему проходят поезда весом в 5 000 тонн.

Однако пропускной способности перехода уже давно не хватает. По расчетам железнодорожников для ее увеличения полная реконструкция железнодорожного моста через Волгу с применением современных материалов и технологий может обойтись дороже, чем строительство нового. Именно поэтому в начале 2000-х была высказана идея о возведении сооружения-дублера.

Предварительные работы над проектом начались в 2004 году. Появилась идея сделать это сооружение двухэтажным, чтобы по нему могли двигаться сразу и  железнодорожные составы, и автомобильный транспорт. Это позволило бы завершить Саратовскую кольцевую автодорогу, проект которой был разработан еще в советское время.

В 2011 году одним из пунктов "Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года" в сроках "к 2020 году" становится строительство нового железнодорожного мостового перехода через Волгу в районе пос.Увек (объем инвестиций 24 млрд руб.).

В 2013 году были представлены эскизные проекты нового моста. Стоимость строительства железнодорожного перехода оценивалась в 16 млрд. Об этом сообщал заместитель начальника ПривЖД Сергей Лиходаев. По его словам, прогнозный срок реализации проекта – 6 лет.

Через год он же заявил:

«Проектные работы заканчиваются. Но я спрашивал у специалистов – конкретные сроки назвать нельзя. Это связано с сокращением производства. Да, будем пытаться выбить деньги, но конкретно сказать сложно»
.

Новый мост обещают сделать двухпутным. Это предусмотрено "Стратегией развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года". Будем надеяться, что строительство нового мостового перехода не затянется на три десятилетия, как это случилось с его предшественником.

 

Использованные источники:

  1. Антон Краснов. Вечный мост. МК в Саратове №16 (921) от 15.04.2015
  2. Выпуски телепередачи "Не за тридевять земель", ГТРК Саратов
  3. Телепередача "Время от Времени". выпуск 48, ГТРК Саратов
  4. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
  5. Газета "Неделя области" № 28 (93) от 07.07.2004
  6. В.Акишин "Как закалялся Стальмост", Саратовская областная газета, №124 (3468) от 06.08.2015
  7. Сайт История Рязанско-Уральской железной дороги (ruzgd.ru)
  8. Подшивки саратовских газет ХХ века
  9. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
  10. Сайт "Фотографии старого Саратова" (oldsaratov.ru)

 

Комментарии - 2
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • ПАТРИОТ
    26.04.2017, 11:06
    Это был самый крупный мост в Европе в 1935 году. Информация , как всегда подана с исключительно тенденциозным заголовком, где присутствуют слова "Сталин унёс жизни", как бы "случайное" сочетание слов. Профессионалы...
  • Лаврентий Берия
    26.04.2017, 11:54
    "Мост строился долго и трудно". Как-то само собой напрашивается сравнение с новым мостом в Шумейке: и техника другая, и технологии а тоже строился "долго и трудно" и даже дольше! А некоторые весь негатив Сталину с Берией припысывают... Да они намного меньше народа угробили, чем ЕБН. И это даже если войну считать. И мосты, заводы, дороги тогда строились, а сейчас чаще закрываются и разваливаются. Так что, большой вопрос - лучше было тогда или сейчас.
Добавить комментарий
 Orphus