Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блоги. О фуникулере между парком и зверинцем

  • 10:52, 22 марта 2018
  • Комментариев[2]
Довольно любопытно, на мой взгляд, читать публикации прошлых лет об архитектурном облике Саратова. Вот одно из интервью, которое в свое время дал мой отец. Я обнаружил эту газетную вырезку в семейном архиве. Сложно определить газету – обрезано название, но известна дата и номер - 24 мая 1996 года, № 20 (161). Материал был опубликован под заголовком "Быть ли Саратову цветущим?"

Продолжаем разговор об архитектурном облике Саратова. Своими мыслями по ряду проблем застройки нашего города делится Менякин Юрий Иванович – член-корреспондент Российской академии архитектуры, Почетный гражданин нашего города, автор мемориального комплекса с памятником Журавли в Парке Победы.

Юрий Иванович, вы много лет были главным архитектором города. Не могли бы вы коротко охарактеризовать особенности архитектуры прошлого и настоящего Саратова.
– Не так давно мы отметили 400-летие города. Это значительная дата. Изначально шла застройка его центральной части, то есть нынешнего Волжского района. Все наиболее значимые архитектурные сооружения и здания располагались здесь. И, естественно, церкви и храмы, украшавшие город. В основном строения были деревянными, реже – кирпичными. Это и понятно. Лес доставлялся по Волге плотами, белянами. Особенность этих судов в том, что они собирались из строевого леса и теса и под парусами спускались вниз. Здесь их полностью разбирали и тут же использовали на постройку домов и сооружений.
Во второй половине XIX века к Саратову была подведена железная дорога, и, следовательно, появилась возможность доставлять долговечные и более ценные строительные материалы: кирпич и даже гранит и мрамор. Вскоре были построены и свои кирпичные заводы.
В городе начался строительный бум, который продолжался до самой революции.
Но, надо сказать, объектом застройки по-прежнему была старая часть Саратова. Лишь гораздо позже территория его начала расширяться, как вдоль Волги (Заводской район), так и в сторону расположения нынешнего Ленинского района.
Культовые сооружения в основном остались в старой части города.
Наш город со временем вырос в крупный промышленный центр с торговыми предприятиями, культурными учреждениями. Одним из элементов культуры застройки является архитектура. А в этом Саратову несказанно повезло. Давайте вспомним хотя бы некоторых архитекторов прошлого, которые внесли свой вклад в развитие города.
Все знают прекрасное здание управления Приволжской железной дороги, восхищаются качеством его постройки. Автор проекта – А.М. Салько. На счету мастера более 130 крупных зданий и сооружений, среди них гостиница "Московская", медицинское училище, институт механизации (Государственный агроинженерный университет), реальное училище (индустриально-педагогический техникум им. Гагарина), и, наконец, Княже-Владимирский собор, что красовался на территории нынешнего детского парка. А.М. Салько участвовал в устройстве водопровода, канализации, проектировал мосты и дамбы.
Гордость Саратова – Крытый рынок. Его проектировал В.А. Люкшин. Говорят, что подобные рынки есть в Вене и Питсбурге (США).
Художественный музей им. Радищева проектировал И.В. Штром.
Ну, как не назвать уникального архитектора – создателя прекрасного Университетского городка и Клинического корпуса медицинского института – Карла Карловича Мюфке. Старожилы рассказывали, что он сам руководил стройкой.
Архитектор С.А. Калистратов – украсил город зданием гостиницы "Астория", построил Дом просвещения (ныне филиал Художественного музея), реконструировал Консерваторию.
Надо сказать, что и сегодня у нас немало хороших зодчих.

Юрий Иванович! Давайте теперь поговорим о злободневной теме – архитектурной значимости храма Александра Невского и возможности его восстановления.
– Соборный храм можно смело отнести к числу лучших творений саратовского зодчества. Очень жаль, что его не уберегли, а за него стоило бы побороться.
Проект храма в стиле русского классицизма разработал известный зодчий – академик В.П. Стасов. Строительством руководил губернский архитектор В.И. Суранов. На мой взгляд, храм важен был не только как культовое сооружение. В него входил и пантеон, в котором хранились старинные реликвии – опаленные огнем войны и овеянные славой боевые знамена саратовских полков, воевавших с Наполеоном.
Здание представляло собой массивный четырехугольный куб. С трех сторон его окружали шестиколонные портики. Полукруглый выступ четвертой стороны также был обрамлен колоннадой. Карниз украшали барельефные изображения ратников-ополченцев. Собор был совершенен по форме и уникален по богатству отделки. Он и сегодня мог бы радовать саратовцев своей необычайной красотой. Рядом с собором стоял памятник Александру II. Теперь на этом месте памятник нашему славному земляку Н.Г. Чернышевскому.

Но вы пока не сказали о том, реально ли восстановление этого храма.
– Оно весьма проблематично. Дело в том, что проектная документация не сохранилась. Потребуются глубокая проработка, исследование грунтов, определение реальной сметной стоимости. Вряд ли она совпадет с той цифрой, которую назвал на совещании председатель Приходского совета, – 10 миллиардов рублей. Мне кажется, она будет гораздо выше. Храм Александра Невского строился на народные деньги, которые собирались в течение ряда лет. Теперь же, в трудное кризисное время сбор средств покажется обременительным для многих прихожан.

Что вы могли бы конкретно предложить?
– Старый Саратов составляет десятую часть от нынешнего. В то время в городе проживало 100 тысяч человек, а сейчас - миллион. Причем в Заводском и Ленинском районах почти полмиллиона. В них нет не только церквей и храмов, нет даже маленьких приходов. Добираться же пожилым верующим из одного конца города в другой до действующих храмов трудно, а порой и не по силам.
Не начать ли нам с создания приходов в отдаленных местах?.. Возрождение же храма можно оставить потомкам. Верю, что они будут мудрее нас и решат эту проблему.
Сегодня надо подумать о постройке в Саратове и нескольких богаделен, где могли бы найти приют престарелые люди.

Вы много лет были главным архитектором города. Что же было сделано для Саратова в те годы?
– Постараюсь ответить коротко. Главная задача, которая стояла перед нами – сохранить исторический центр города. Думаю, что это нам удалось. В результате горожане получили саратовский "Арбат", спортивный комплекс на бывшей Дегтярной площади, гордость города – Набережную Космонавтов и еще целый ряд сооружений.
Вспомните баталии прошлых лет, связанные с некоторыми преобразованиями. В Ленинском районе, от первой до третьей Дачной остановки, перенесли трамвайные пути и шоссе от жилого массива к промышленным предприятиям. Сколько было жалоб и нареканий за срубленные чахлые деревья и кустарники! Теперь же все довольны. Дома отделены от загазованной и шумной трассы сплошным зеленым сквером.

Какими вы видите перспективы застройки нашего города?
– Существует генеральный план развития Саратова. Некоторые его фрагменты представлены на стендах, размещены на площади им. Чернышевского.
Когда план рассматривался и утверждался, то поначалу он многим казался фантастическим. Но, честно говоря, очень хотелось, чтобы он осуществился. К этому все шло, если бы не забуксовали на одном из этапов.
Давайте сегодня вспомним некоторые из наметок градостроителей тех лет. Во-первых, проспект Победы по улице Б. Горной с современными высотными красивыми зданиями. Во-вторых, Парк Победы на Соколовой горе с переходом посредством фуникулера в гидропарк на Зеленом острове – с пляжами, спортивными площадками, зонами для отдыха, зверинцем…
В закладке Парка Победы участвовали сотни тысяч саратовцев. Потом все, увы, замерло. Мало кто знает, что был замах и на Глебучев овраг. Предполагалось превратить его в зону отдыха со стадионом и детской железной дорогой. Благоустроенный зеленый клин от Волги до ул. М. Горького естественно вписался бы в городскую картину.
Кумысная поляна формально входит в черту города, но пользы от нее мало. Мечтали превратить ее в лесопарк, который был бы дополнительными "легкими" Саратова.

Какие задачи вы считаете наиболее важными для развития нашего города?
– Могу ответить однозначно – жилье. До перестройки ежегодно вводилось до 500 тысяч кв. метров полезной площади. Теперь же, я даже боюсь сказать насколько, упали темпы жилищного строительства. Раньше все промышленные предприятия и учреждения вели строительство жилых зданий. Горисполком имел от этого 10 процентов, благодаря чему постепенно двигалась очередь на получение квартир.
С некоторых пор все застопорилось. Нет денег. Продолжают строить только кооперативы, да и то, используя старые заделы. Бесплатных квартир теперь нет. Найдутся ли у рядового труженика десятки миллионов для покупки квартиры?.. Вряд ли.
В последние годы почти прекратилось сооружение детских учреждений, медицины и культпросвещения, спортивных сооружений.
Вот один наиболее характерный пример. Немало сил и здоровья положил народный артист СССР, Почетный гражданин города Ю.И. Киселев. Чтобы добиться финансирования на строительство нового театра для детей и юношества. Добился. Строительство началось. И вдруг остановилось. Стройплощадка зачахла, поросла травой. Не дали даже денег на консервацию. При возобновлении стройки расходы превзойдут стоимость сооружения.
И последнее. Обратите внимание на то, что ни в одной центральной школе нет спортивной площадки. Я не говорю о детских садах. Как горько и больно смотреть на наших малышей, когда они вереницей "прогуливаются" по загазованным улицам. Единственная возможность спортивно-оздоровительных занятий, которую имеют жители городского центра, – стадион "Динамо". И будет непростительной ошибкой лишить их этой отдушины."

М. Сыров, член Союза журналистов России

Комментарии - 2
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Саратовец 695
    наверное, Юрий Иванович давно не был в Ленинском р-оне, там снесли деревья и воздвигли церковный долгострой
    23 Марта, 11:19
  • Сосед 448
    Планы "Подвижников " и Воров всегда не совпадают! Все "планы" превращаются в пустую пропаганду!
    15 Апреля, 11:24
Добавить комментарий
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 марта 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
Нашли ошибку
x