ФОКУС ГОРОДА 11:50, 16.01.2014

Блоги. "Химдым": по битому стеклу и расколотым унитазам

Я побывал на территории бывшего института - "химдыма", как мы тогда его называли - впервые лет 15 назад, еще будучи школьником. Больше всего мне запомнился борцовский спортзал и настоящий тир, в котором мы стреляли из воздушек. На днях мне снова удалось посетить те же спортивные залы. Однако

выглядели они уже не так презентабельно. Обгоревшие стены, распоротая обшивка, втоптанные в битые кирпичи и человеческие экскременты спортивные лозунги и рекомендации: "Без страховки на снарядах не работать", "Рукопашник, помни: природа изобрела человека, но запасных частей к нему нет" (кто-то перефразировал знаменитое высказывание Форда) и так далее.

Особенно умилил стишок о том, что если ты будешь заниматься именно в этом спортзале, то станешь сильным, ловким, умелым или каким-то еще (точнее было не разобрать, надпись практически уничтожена чьими-то сапогами). Под ногами скрипели деревяшки разбитого инвентаря, шелестели пачки старых бланков грамот (таких старых, что на них еще нарисованы серп и молот). Вместо фамилий и имен обладателей — отпечатки грубых подошв и пепел сгоревшего пола. Стекла выбиты, стены исписаны, а нарисованные борцы и штангисты бледнеют перед стаями собак и бомжей, которые периодически находят под обветшавшей крышей приют.

Да... "Хим" все быстрее превращается в дым. Мы еще долго ходили по полуразрушенным зданиям, заглядывали за незапертые двери, нашли старый лыжный ботинок, сломанную лыжу и кеды советских времен. В жилых корпусах кое-где на потолке, под маскировкой пластика, проступила лепнина. А в остальном — ничего живописного: разбитые унитазы и умывальники, разорванные газеты и документы, забытые книги, стенгазеты и что-то еще, что, наверное, когда-то представляло большую важность для военного вуза.

На входе в одну из комнат ноги утопают в битом стекле. Бывшие выпускники "химдыма" вспомнили — здесь когда-то была красивая полупрозрачная дверь.
Здесь вообще много чего раньше было. Например, огромный стадион с полосой препятствий (сейчас элементы "полосы" свалены в одну кучу и ждут-не дождутся, когда же ими начнут растапливать мангал — о восстановлении речь вряд ли может идти). Говорят, училище было расположено на месте бывшего церковного кладбища (некоторые могилы, правда, если верить воспоминаниям старожилов, перенесли).

В 2009 году комплекс зданий института вернули РПЦ. Сейчас на территории вуза возвышается церковь и несколько зданий религиозного контекста. Но большая часть территории утопает в руинах. Об этом и многом другом мне рассказал бывший директор музея института Степан Лашин. У него — выпускника "химдыма" 1969 года — в запасе было много историй из прошлого. Но мне почему-то запомнилась одна — про Сталина.

До середины 1950-х гг. на территории института у одного из корпусов стоял памятник Иосифу Виссарионовичу — в рост. Курсанты, когда проходили мимо, ему салютовали. И вот, в один из дней 1953 года, приближаясь к памятнику, взвод открыл рот, чтобы выразить ему в очередной раз свое почтение, да на том и захлопнул. Сталина не было... Вот, буквально, вчера он был, а сегодня исчез.... Куда он делся? - рассказчик, будучи курсантом и много позже, долго ломал голову.

В 2009 году, когда институт расформировали, начали освобождать помещения подвалов. В одном из них и обнаружили скульптуру "отца народов" - правда, без лица. По всей видимости, часть монумента была уничтожена при его "свержении" с постамента. Музейный работник начал думать, как восстановить. И придумал — по технологии папье-маше. Сталин получился... нет, конечно, не как живой, но очень похож на те монументы, которые когда-то стояли на площадях. Правда, "реставратор" остался своей работой недоволен: анфас — похож, в профиль — мало. Однако знакомый художник развеял сомнения одной только фразой: Похож! Я бы сам за Сталина не взялся....

Прошло время и Лашина со всеми его экспонатами "попросили" с территории. Музейное имущество, которое собиралось долгие годы, было роздано в другие культурные учреждения. И вот их осталось трое — сам Лашин и два бюста — Ленина и Сталина, восстановленного с помощью проволоки и бумаги. "Я и в музей краеведения обращался, но приезжать за ними никто не торопился... Но оставлять было жалко", - уточняет он. Степан Лашин даже сфотографировал экспонаты. И подпись придумал - "Никому не нужны..." Правда, спустя некоторое время из музея все-таки приехали — забрали и Сталина, и Ленина и некоторые другие предметы, которые представляли историческую ценность.
"Сейчас мой Сталин стоит в экспозиции музея краеведения. Под ним табличка -
 "Восстановлено С.И. Лашиным". Можете сходить и посмотреть", - заканчивает один из своих многочисленных и интереснейших рассказов Степан Лашин.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/grigorii-grekov/1911.html