ФОКУС ГОРОДА 10:42, 10.03.2017

Блоги. Навальный - "Ельцин версия 2.0"

Но интереснее, конечно, не географические приоритеты претендента на престол, а политтехнологическая модель продвижения и способы брендирования, с которыми он, похоже, определился.

Я бы назвал набор этих технологий "Ельцин – 2".

Понятно, что любая параллель хромает, а с учетом совершенно разного историко-социального контекста, так и просто заваливается, но мы же не сравниваем двух интересных мужчин, и вовсе не прикидываем, хорошо или плохо быть Борисом Ельциным… Речь о стилистике.

Широким массам советских людей имя Ельцина стало известно на подъеме перестройки, в 1987 году, когда на очередном Пленуме ЦК КПСС кандидат в члены Политбюро и первый секретарь Московского горкома партии якобы "выступил с критикой". Содержания "критики" никто особенно не знал (может, и сам Борис Николаевич лишь приблизительно), всё шло на уровне сарафанных инсайдов, вроде как имел место наезд на Егора Лигачева, или даже на самого М. С. Горбачева… Но кого тогда интересовала конкретика? Вдруг сделалось празднично ясно, что появилась долгожданная фигура – номенклатурный бунтарь, палочка дрожжей упала по назначению, и широкие протестные слои (понятия "оппозиция" еще не было) – прямо или косвенно – взялись поддерживать новоявленного лидера.

Забавно, что тогдашнего Ельцина с иррациональным энтузиазмом приветствовала и ориентированная на Запад интеллигенция (и не только она – западниками были тогда почти все – от откровенной демшизы до обывательской массы, которой внушали, что "живем мы хуже всех"), и оформляющаяся националистическая тусовка – одну из первых встреч, в ранге руководителя МГК КПСС, Ельцин провел с руководителями знаменитой "Памяти". Что-то знакомое, не так ли?

Дальше была "борьба с привилегиями", умилительная езда на работу трамваем, "репрессии" власти и официозная "травля" - как всегда непоследовательные, мифологически преувеличенные и, в конечном итоге, сработавшие на опального претендента лучше всякого мелькания по ТВ, и ставшие фундаментом беспрецедентного ельцинолюбия.

Затем Бориса Николаевича вела победительная кривая борьбы за власть, роняла с моста, поднимала на танк у Белого Дома в августе ГКЧП… За четыре года – с 1987 по 1991 гг. он блистательно, хотя, надо полагать, почти интуитивно, создал и разыграл новую для страны политическую роль – "альтернативного лидера". Который вне партий, идеологий, и даже не "за" что-то, кроме прямо популистских историй, а неизменно против действительности, которая давно всем обрыдла. Не сама, конечно, по себе – про "усталость", "так жить нельзя" и "тошноту" объясняли долго, из каждого утюга, пока симптомы и впрямь не появились.

И хотя тогдашнее время располагало к серийности – выстрелило всего один раз; даже Жириновский, разыгравший себя по тем же лекалам, на первые роли в политике так и не вышел.

Любопытно, что перевод Ельцина с Урала в Москву, равно, как 27 процентов, полученные Навальным на выборах столичного мэра, окончательно определили для обоих большую политику в качестве профессии. Борис Николаевич в дальнейшем возглавил Межрегиональную депутатскую группу в Верховном Совете СССР (кстати, именно тогда ему и стали воспринимать как самостоятельную фигуру, а то, знаете, были сомнения). Алексей Анатольевич – едет в турне по регионам сегодня, и тоже, видимо, не только с целью пометить территории, но как можно шире продемонстрировать свою независимость. А также человеческую, а не виртуальную природу.

Алексей Навальный – он, сами понимаете, и про популизм выше крыши, и про борьбу с привилегиями ("коррупцией" - ох как интересно наблюдать цепочки, фигуры и сам процесс эволюции от "привилегий" к "коррупции"), и про трамвай "Желание" с пожертвованиями на компанию… И, естественно, пресловутое "так жить нельзя" в последнем нашумевшем фильме ФБК заскрежетало под видеоряд с глазами навыкате.

Понятно, что эволюционировали не только привилегии – Навальный широко применяет бизнес-технологии, строя региональные представительства по принципу не филиалов, но франшизы, с применением методик сетевого маркетинга (или функционирования секты, если угодно). Когда не центр окормляет территории, но с мест собирается оброк на прокорм амбиций лидера. Навальный, как Том Сойер, умеет показать, что красить чужой забор - увлекательно и гламурно. Впрочем, это умел и Ельцин, поначалу не имевший никаких особенных ресурсов, кроме народной любви.

Но главное – Навальный явно делает ставку на ту же ролевую модель "альтернативного лидера". Тридцать лет – нормальный срок для смены цикла и возвращения на круги. Старые трюки, но тем интереснее будет протестировать общество – как оно изменилось за эти юбилейные – срок человеческой зрелости - три десятка лет?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/aleksey-kolobrodov/1988.html