ФОКУС ГОРОДА 10:39, 19.01.2017

Блоги. "Викинг" и АБП: ругаться о серьезном

В новогодние каникулы скандализирующих поводов образовалось два, шум вокруг них и сегодня не думает утихать – премьера российского киноблокбастера "Викинг" и праздничное ТВ с бывшей певицей Аллой Борисовной Пугачевой на первом плане и канале. Кстати, оба повода объединяет еще и разнообразная фигура главного телевизионного технолога и босса страны – Константина Эрнста. Возможно, "кто-то наверху" - это Константин Львович и есть, но нас сейчас не конспирология интересует.

Эти кейсы убедительно демонстрируют, что социум не только чрезвычайно невротизирован, но и заблудился во времени, не слишком осознавая "какое, милые, у нас тысячелетье на дворе" и по сколько нам лет.

Случись "Викинг", скажем, в позднесоветское время – его никто бы не заметил (да что там "Викинг" - тогда народ и августовского путча 1991 года не заметил, равно как по советской инерции, – распада великой державы). Исключением стали бы, конечно, маленькие советские граждане мужского пола – отечественные патриотические боевики, чистейшая и высшая мальчишеская радость, были в жесточайшем дефиците. Вообще, лучшей рецензией на "Викинга" были бы непосредственные реакции мальчишки, жестами показавшего бы махи мечами, кат огненного колеса и тройное погружение при крещении. И христианский пафос фильма дети бы усвоили прекрасно, и не искали бы исторической правды, не мерились бы летописями, чья древнее.

Однако сейчас, после целого корпуса лент, сделанных в миксе "фэнтези + темные века + Шекспир в гламуре", после трилогии Питера Джексона, игр престолов и одноименного канадо-ирландского сериала "Викинги", думаю нет смысла смотреть ни на календарь, ни на возраст. Да, мы показали, что тоже умеем. Готовы собрать 7-й пресловутый айфон, но по цене целой, прекрасно оборудованной, лаборатории. Впрочем, есть и небольшое русское ноу-хау – вселенские грязи и гламурные физиономии, будучи помещены в один кадр, взаимно уничтожаются.

Больше на самом деле говорить особо нечего, самое загадочное в "Викинге" - как раз источник возбуждения столь свирепых страстей. Ну, яркое и смотрибельное кино. Не талантливое, нет, просто мастеровитое и профессиональное, однако для кино как индустрии данные качества важнее гения. С легко считывающимся мессиджем - настоящим Царем земным можно стать только признав настоящего Царя небесного, а до этого ты - пахан шайки наемников, разбойников и беспредельщиков, поклоняющихся дремучим кровавым культам. Надо сказать, что и этот нехитрый тезис зритель конструирует в голове, несколько натужно, поскольку Козловский великие мировоззренческие переломы сыграть не в состоянии. Не случайно воевода Свенельд (кстати, давно покойный ко временам осады Корсуни) смотрит на него, отказывающегося убить базилевса и вообще убивать, с брезгливым состраданием – актерская эмоция не вписалась в сюжет, но прекрасно оттенила его.

Теперь относительно Аллы Борисовны, которую объявили ответственной за весь новогодний телеэфир. Возможно, это и справедливо, но тоже выглядит некоторым анахронизмом – мы встречаем 2017-й, Алла же Борисовна явно, как говорил Паниковский, "человек из раньшего времени".

Вот там она бывала "нашим всем": даже в позднесоветском фольклоре - недобром и циничном - Пугачевой отводился статус выше королевского - над властителями.

"Л. И. Брежнев - мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой".

"Что ж ты, Алла, не поешь? Отвечает Пугачева:

На сухую вам споет Рая Горбачева" - частушка времен горбачево-лигаческого полусухого закона.

Даже Пелевин, в первом романе вампирской саги, исхлестав гламурные нулевые, вывел АБП в образе Иштар Борисовны - царицы сверхсуществ, со всеми признаками уходящего, постыдного, но - Величия.

И, конечно, голубой, во всех смыслах огонек – лишь повод (не думаю, чтобы он сильно отличался от эфиров 2016, 2015 гг. и далее везде). И обличения Пугачевой, и защита ее восходят, по сути, к одной эмоции. Люди не то, чтобы пытаются отнять у Примадонны право на старость – увы, кичливую, глупую и предельно пошлую, они пытаются спасти честное имя собственного прошлого, солидный кусок которого (полвека, а?) прошел вместе с Пугачевой.

Или вот свежий скандал и его фигурант – "художник" Павленский. Пока он вел себя как лагерное отрицалово, копировал стиль приличного урки времен "сучьей войны" (зашитый рот; яйца, прибитые к нарам, пардон, к брусчатке; "раб МВД", на лбу наколотое - а, это он не успел?) - считался актуальным художником, акционистом (хотя экшн, говорю, восходит к протестным, реально протестным акциям шестидесяти-, семидесятилетней давности), а главное - уважали его.

А как пошла мелкая хулиганка, подъездное гопничество, противненькое безумие дворового малолетки - и свои отвернулись.

То есть дело не в уголовщине, а в ее градациях. Де-градациях. Тут вопрос к прогрессивной общественности, поднимавшей Павленского как знамя "борьбы с режимом". Но ведь Павленский – один и тот же, и деятельность его растет из того же общего корня советской архаики – знакомые до тошноты образы, обрыдлый антураж, и садомазохизм такой же – тоскливый и привычный, как повторяющийся детский кошмар.

Я совершенно ничего не имею против советского прошлого, но ведь в нем масса куда более достойных, чем Алла Борисовна, поводов для ностальгии.

Я бы совершенно ничего не имел против невротизации общества, если бы на аналогичном "Викингу" градусе обсуждали великолепные историко-метафизические романы Алексея Иванова "Тобол" и Михаила Гиголавшвили "Тайный год". Кстати, категорически рекомендую.

И вообще, лучше приветствовать уголовника, который хочет сделаться художником, а не наоборот. Надо взрослеть, а не впадать в детство, пусть даже советское, лучшее на свете. Да и ругаться пора уже о серьезных вещах.

(фото god-kino2016.ru)

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/aleksey-kolobrodov/1961.html